18 ноября пресс-центр правительства Архангельской области организовал брифинг, посвящённый теме «Новая территориальная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами: переход к максимально экологичным технологиям переработки отходов».
На вопросы пресс-службы и жителей Поморья ответил министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игорь Мураев.
– Почему используется формулировка «реформа системы обращения с ТКО»? К чему мы стремимся, что должно стать результатом реформы?
– В любой сфере слово «реформа» означает, что надо что-то менять. То, что сложилось не только у нас, а на территории всей РФ. Надо менять подходы к системе сбора, переработки, утилизации твёрдых коммунальных отходов. Нормативные документы на федеральном уровне приняты, установлены ориентиры, национальные проекты. Соответственно, мы должны двигаться в русле этих стратегических направлений. Но хотел бы озвучить, как выглядит сейчас эта система, что происходило, происходит и будет происходить, если мы вообще ничего не станем делать.
На территории Архангельской области ежегодно образуется 500 тысяч тонн твёрдых коммунальных отходов. Это отходы не других регионов, а наши. И что сейчас происходит с этими пятьюстами тысячами тонн? До поры до времени эти отходы ехали на легальные полигоны, но в большей степени – на нелегальные свалки. Мы проинспектировали все места, где располагаются отходы, у нас зафиксировано более 600 несанкционированных свалок. Чтобы их убрать, нужен не один миллиард рублей.
Система не была организована, мусор свозился бесконтрольно: в лесном фонде более 300 свалок, на территории муниципальных образований тоже нелегальные свалки – и с этим надо что-то делать. Это накопленный вред, им мы будем заниматься.
Но что делать, чтобы эти свалки больше не появлялись? У нас три основных полигона для Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, которые образуют основную массу отходов. Из них один закрыт, два уже на пределе. Если в ближайшее время ничего не делать, то через два-три года отходы везти будет некуда. Если ничего не делать, это приведет к огромным экологическим негативным последствиям.
Для нас, жителей Архангельской области, вопросы экологии, связанные с обращением, размещением ТКО, – одни из приоритетных. Они болезненны, социально возбудимы. Их надо обсуждать. Мы готовы это делать. Мы будет показывать достоверную информацию о том, что запланировано, что будет происходить.
Реформа – это делать так, чтобы вся отрасль работала эффективно, не доставляла экологического вреда жителям и имела оптимальный экономический вариант с точки зрения тарифов. Это стратегически важно сделать в ближайшие годы.
– Чем в этом поможет территориальная схема обращения с отходами?
– Вопросы, связанные с обращением с отходами, с экологическими направлениями, очень важны и требуют максимальной открытости со стороны власти. Терсхема – это документ, который максимально публичен. Он включает все мероприятия, которые существуют в системе обращения с ТКО, и то, что будет реализовываться в ближайшие несколько лет. Это своего рода план, программа, стратегия – всё одновременно. Она открыта, чтобы все могли видеть, где какой мусор образуется, куда он везётся и что с этим мусором происходит, какими будут объекты переработки мусора, что запланировано властью для реализации этих проектов.
Предусматривается общественное обсуждение в течение месяца. Жители могут направить предложения, замечания, которые мы обязаны учитывать и станем делать это. Кроме того, по этому документу работает и будет работать оператор, который занимается сбором, транспортировкой ТКО. Этот документ объёмный, огромный, на основании его рассчитывается тариф, по которому происходит вывоз. Это увязанный стратегический документ со всех точек зрения. Соответственно, в нем можно найти ответы на все вопросы.
– Что будет располагаться на так называемых межмуниципальных полигонах?
– Давайте начнем с того, почему тема межмуниципальных полигонов вообще возникла. Сейчас у нас 100 процентов отходов захоранивается, не перерабатывается, никуда не вывозится, просто направляется на полигоны и на несанкционированные места. Чтобы не плодить число свалок, мы сейчас уменьшаем существующее число полигонов с 21 до семи. Нам необходимо оптимизировать транспортные потоки, места, где будет перерабатываться мусор, и, соответственно, в этих местах концентрировать объекты, которые станут сортировать этот мусор и отправлять на дальнейшую переработку. Поэтому возникает вопрос создания трёх комплексов.
Ставится задача сортировать от 50 до 70 процентов мусора. Если местные предприниматели будут готовы брать стекло, пластик и что-то с этим делать, то станет здесь создаваться инфраструктура. Если нет, отсортированные отходы будут вывозиться за пределы региона и перерабатываться на существующих объектах: стекольных заводах, предприятиях по переработке пластика, по производству целлюлозы из макулатуры и так далее.
– Вы можете назвать, где планируются межмуниципальные полигоны?
– Один объект на юге, один на западе и один на севере. Эти объекты будут размещены на территориальной схеме.
Включение в терсхему позволяет сделать геологические изыскания. После того как будет подтверждено, что фактические условия соответствуют требованиям и не существует никаких ограничений, начнётся разработка проектно-сметной документации по проектированию объекта. Разработанный проект будет вынесен на общественные слушания. Если всё станет соответствовать нормам, но население будет против реализации этого проекта, будут вноситься изменения в проектную документацию. Это такие защитные меры, которые предусмотрены при реализации терсхемы с учетом мнения населения.
Затем будет государственная экологическая экспертиза, причем федеральная, её проводит центральный аппарат Росприроднадзора. Потом – государственная экспертиза сметной стоимости. Только после этого возможна практическая реализация проекта.
– Ранее звучали предложения: не проще ли, в том числе для министерства, разместить объекты в тех же местах, где они сейчас, на тех же свалках, к которым люди привыкли и не обращают на них особого внимания?
– Тут надо учитывать две вещи. Первое – мощности существующих полигонов заканчиваются. Плюс полностью изменилось экологическое законодательство.
Сейчас есть масса ограничений, которые требуется соблюдать при размещении объекта. К примеру, санитарно-защитные зоны водных объектов. Наша Северная Двина имеет санитарно-защитную зону три километра, и не только она сама, но и любой приток, который в неё впадает. Защитная зона аэропортов – 30 километров, и масса других требований. Это необходимо учитывать.
– Один большой полигон – это более экономически эффективно, чем много маленьких?
– Надо уходить от термина «полигон». Сейчас максимальная задача – все отходы рассортировать, извлечь полезные фракции и попытаться максимально вовлечь их во вторичную переработку. На маленьких полигонах это вряд ли можно сделать.
– Каким образом планируется обеспечить сортировку, какие технологии планируется применять для этого?
– Самые современные технологии. Этому мы посвятим отдельное мероприятие, гда покажем, какие технологии возможно применять при сортировке, какие существуют в России.
Объект, который перерабатывает больше 100 тысяч тонн отходов, должен иметь лазерный оптический уловитель, он станет автоматически определять виды отходов, и автоматически будет происходить их сортировка. То есть повышается точность, снижается субъективность.
Все технологии будут показаны, мы хотим, чтобы была возможность выбора – с расчётами экологической нагрузки, финансовыми выкладками.
– Отменяет ли использование таких технологий сортировку отходов населением? Что станет с системой раздельного сбора отходов, которая сейчас развивается в области?
– У нас это отдельно будет в терсхеме предусмотрено. До конца года на территории области установят две тысячи контейнеров для раздельного сбора отходов (РСО), в данном случае – для сбора сухой фракции. Из них 400 уже установлено. Приём этих отходов будет проводить лицензированный объект, чтобы не было вопросов, что эти отходы везут опять в одну кучу. В терсхеме всё это будет отражено.
На следующий год мы продолжим программу создания элементов РСО на территории области. Муниципальные образования, которые изъявят желание такую систему создать, мы будем заявлять для участия в конкурсе на получение контейнеров. Но для этого требуется создание легитимного объекта по приёму этих отходов на территории.
У нас в планах внедрение такого проекта, который в других регионах называют «Мегабак». Сюда можно будет принести те или иные виды отходов, которые могут накапливаться и увозиться на переработку.
Мы планируем создать пункты приёма для шин. Это достаточно важный момент, поскольку каждые несколько лет мы меняем резину и практически каждая семья имеет машину. Посчитайте, сколько шин у нас образуется в Архангельской области. Лицензированного объекта, который бы сейчас мог принять эти шины и переработать их, нет. На первом этапе мы организуем объект, который эти шины станет принимать, а в дальнейшем либо здесь, либо за пределами области перерабатывать. Это касается и объектов для приёма бытовой техники. Это что касается раздельного сбора и раздельного накопления.
А мусоросортировка – это то, что выносим из дома в пакете. Возможно, когда-то мы придем к 100-процентной сортировке. Мы будем к этому стремиться, внедрять технологии, стимулирование для этого предусматривать. А пока основная масса пойдёт на мусоросортировочные комплексы, станет там сортироваться и в дальнейшем перерабатываться.
– Существующий опыт населения, бизнеса раздельного сбора отходов будет учитываться?
– Конечно. У нас на площадке Минлеспрома создана специальная рабочая группа, которая изучает опыт других территорий.
Кроме того, чтобы вся эта система заработала, нужны инвестиции. Должна быть экономическая заинтересованность всех сторон в процессе. Это сложно. Но если мы создадим такую систему, она будет работать всегда, без участия министерства, без участия власти. Это будет система, которая обеспечит экономически и экологически эффективную работу.
– Игорь Геннадиевич, реформа – дело недешёвое. За счёт каких средств будут создаваться в Архангельской области объекты системы обращения с ТКО?
– Есть средства областного бюджета. По моим предварительным подсчётам, за два последних года в мероприятия, направленные на снижение экологической нагрузки или создание того, что позволит затем привлечь федеральное финансирование, направлен почти миллиард рублей.
– Какие это проекты?
– В частности, сто миллионов рублей на разработку проектно-сметной документации, которая позволит привлечь федеральные деньги и создать три объекта современной системы обращения с ТКО, а это 5–6 миллиардов. Ликвидация свалок. Приобретение контейнеров для РСО. Создание площадок для контейнеров. У нас целая программа существует, она публичная.
Сегодня я ходил к депутатам, защищал деньги на следующий год. В 2022 году областная программа «Охрана окружающей среды» предусматривает увеличение финансирования по сравнению с текущим годом, что показывает важность, необходимость и понимание со стороны региона решения этих проблем.
На рекультивацию свалок планируется привлечь 5–6 миллиардов, мы сделаем проектно-сметную документацию. Плюс создание трёх инфраструктурных объектов – это тоже 5–6 миллиардов. Приобретение контейнеров для РСО… Нас тоже поддержали на федеральном уровне.
Мы вошли в число пилотных регионов, куда будут направлены федеральные деньги. Более того, мы уже сделали много шагов в этом направлении, приступили к проектированию двух объектов на юге и западе. В 2023 году должны первые объекты уже получить, а завершить их создание в 2024-м.
– Предлагаю перейти к вопросам жителей региона. Оксана Белоусова спрашивает: каким образом будут утилизировать то, что останется непереработанным? Это станут захоранивать или сжигать?
– Сжигания не будет. В тер-схеме всё это будет отражено. В ближайшее время мы скорректируем её, вынесем на публичное обсуждение. Вы увидите – там нет инсинераторов. Сжигать мусор – это сжигать деньги. Как вы думаете, сколько стоит килограмм битого стекла со свалки? Пять-шесть рублей. 23-24 тысячи рублей стоит тонна макулатуры. 10-20 рублей – килограмм пластика.
Представьте, пластик вообще не разлагается, а мы его отправим на переработку, и он снова превратится в пластиковую бутылку.
Но есть и то, что мы не сможем переработать. К сожалению, какая-то часть пойдёт на захоронение, но опять же, это будет экологически безопасно, чтобы со сточными, дождевыми водами не шло в землю. Будет пересыпаться, чтобы не горело. Задача – максимально отправлять всё на переработку и исключить полностью захоронение. Потому что захоронение – это дорого, полигон надо содержать, обслуживать. Много технологических процессов требуется, чтобы размещение того, что не перерабатывается, не создавало в дальнейшем проблем.
– Каких ресурсов не хватает сегодня в отрасли для эффективной реализации реформы: материальных, кадровых, законодательных? Спрашивает Татьяна Смак.
– Всего понемножку, если честно. На самом деле это отрасль, которой мы занимаемся всего несколько лет и только подошли к какой-то практической реализации. Кадров, конечно, не хватает. Не хватает технологий. Постоянно совершенствуется законодательная, нормативно-правовая база в силу того, что эта сфера в самом начале своего развития. Не хватает техники. Так как не было потребности в таких комплексах. Сейчас только начинает создаваться инфраструктура. Что касается технологий, мы должны параллельно развивать науку. Никто не задавался вопросом, что делать с нашим мусором. Не в топе были эти проблемы.
Думаю, движение, которое сейчас пошло, параллельно подтягивает всё. Всё должно решаться в комплексе. Мы испытываем трудности, но это не значит, что этим не надо заниматься. Через несколько лет вся инфраструктура будет совершенно в другом виде.
– Еще один вопрос от Татьяны Смак: планируется ли публичное обсуждение с участием активистов, заинтересованных сторон, организация круглого стола на тему реформы обращения с ТКО?
– Мы всегда это публично делали и будем делать. У нас для этого есть соответствующие площадки. На ближайшее обсуждение будет вынесена тер-схема. Главное для нас – обратная связь. Губернатор на оперативном еженедельном совещании заострил на этом внимание, он всегда требует и постоянно напоминает, что мы должны максимально открыто работать с населением. Если вдруг что-то мы не можем учесть, то должны объяснить, почему то или иное решение не может быть принято.
Подготовила Нина МОШКОВА
Последние новости
Сегодня на очередной сессии Архангельского областного Собрания депутатов приняты сразу несколько социально значимых законов.
ПодробнееС 27 апреля по 1 мая в области пройдет профилактическая акция «Трезвый водитель».
ПодробнееВ Коряжме на скамье подсудимых оказался 22-летний местный житель, который решил поправить свое финансовое положение за счет имущества деда.
ПодробнееСамое читаемое
С 13 мая 2024 года отделение «МФЦ» будет работать по-прежнему графику: организация приема, выдачи документов будет осуществляться в обычном режиме.
ПодробнееПо данным на 9 утра воскресенья, 14 апреля, в онлайн-отборе объектов для благоустройства в рамках нацпроекта «Жилье городская среда» приняли участие 8462 жителя Коряжмы.
ПодробнееВ администрации городского округа состоялось заседание комиссии по отбору семей Коряжмы для участия в областном конкурсе «Лучшая семья Архангельской области». В этом году заявилось десять коряжемских семей.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Сегодня на очередной сессии Архангельского областного Собрания депутатов приняты сразу несколько социально значимых законов.
ПодробнееС 27 апреля по 1 мая в области пройдет профилактическая акция «Трезвый водитель».
ПодробнееОсуществлять пассажирские авиаперевозки между югом Архангельской области и столицей будет авиакомпания «РусЛайн». Это новое для нас направление. Билеты уже появились продаже. И судя, например, по количеству свободных мест на 2 мая, рейс пользуется спросом.
ПодробнееУзнавай новости первым!