Пожалуй, не проходит недели, чтобы в местных пабликах не появился гневный пост жителей о засилье в городе точек продажи спиртного. На прошлой неделе жители возмущались круглосуточными питейными заведениями, в народе прозванными наливайками. На этой вспомнили про вездесущие алкомаркеты, которых на одной только улице может оказаться с десяток, – вот уж действительно, шаговая доступность.
Анонимный автор пишет, что вместо детского магазина «У Марины» будет якобы алкомаркет «Красное и Белое»: «Кто-то целенаправленно превращает Коряжму в «синий» город. Кроме алкашек ничего нового не открывается. Более того – закрывается даже то, что было».
Комментаторы в большинстве своем автора поддерживают, соглашаясь, что «наливаек» и подобных магазинов уже слишком много, причем не только в Коряжме. «Зачем, мало что ли винных погребов?», «В Котласе «Красное и Белое» давно уже благополучно заехало в помещение, можно сказать, легендарного, существовавшего с советских лет, магазина «Школьник». Что же поделать, если люди покупают алкоголь на порядок охотнее книг».
Впрочем, есть и те, кто считает, что количество точек продажи спиртного на уровень алкоголизации населения никак не влияет: «В свое время, когда на весь город была одна точка по продаже алкашки (у «Пармы»), бухали не в пример больше. И последствия были ужасней. Был в Грозном и на всю Чечню всего один магазин, где можно купить алкоголь, – «Лента», да и то считанные часы. Перестали ли жители Чечни пить? Нет, ездят в соседнюю Кабардино-Балкарию и прочие Дагестаны. Вот стало больше алкомаркетов, но количественного роста «алкашни» не произошло. Вменяемые люди, которые дорожат работой, репутацией, давно сделали приоритет в пользу очень умеренного потребления. А маргинальным личностям все равно, сколько «Бристолей» в городе, – паленый спирт они покупают не там».
На самом деле влияет количество магазинов и баров на количество пьющих людей или нет – это тема для серьезного социологического исследования. Но если рассуждать даже на бытовом уровне, конечно, без последствий для общества это не остается.
Во-первых, создается впечатление, особенно у подрастающего поколения, что ничего дурного в алкоголе нет, раз его продают на каждом углу. В жаркий день меньше точек с мороженым насчитается. А кто-нибудь обращал внимание на сопутствующий ассортимент в подобных магазинах? Это как раз товары, предназначенные по большей части для детей: конфетки в ярких упаковках, шоколадки, жвачка, разные «киндер-сюрпризы» и тому подобное. То есть клиента выращивают с младых ногтей: сегодня он покупает жвачку, завтра – энергетик, послезавтра – пиво.
Во-вторых, если маргинал, как в той поговорке – всегда грязи найдет, то обычный человек, может быть, и не стал бы лишний раз употреблять, но под окном в двух шагах магазин... И вот с горя или радости кто-то спешит за бутылочкой, потом еще за одной, а там до присоединения к люмпенизированным гражданам недалеко.
Недаром в некоторых «цивилизованных» странах точки продажи алкоголя выносятся за черту населенных пунктов и время их работы ограниченно, делается это как раз, чтобы исключить спонтанное потребление. Выпить, потому что захотелось здесь и сейчас, не получится.
К сожалению, пока жители Коряжмы могут только возмущаться в соцсетях, потому что ограничить и запретить – во власти только законодателей, причем на самом высоком уровне. И тут вопрос больше к депутатам Госдумы, которых мы выбирали.
Екатерина ПОСЕЛЬСКАЯ | Фото Сергея МОРЩИНИНА
Последние новости
За сутки 24 апреля сотрудниками УМВД России по Архангельской области установлено местонахождение 10 граждан, большинство из которых были объявлены в розыск следственными органами и судами.
ПодробнееС 23 по 25 апреля на базе зонального центра «Патриот» состоялся муниципальный этап Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0». Участниками стали школьники шести образовательных учреждений Коряжмы в возрасте от 11 до 13 лет.
ПодробнееДва жителя Коряжмы совершили преступление на территории Вилегодского района – повторно сели за руль в состоянии алкогольного опьянения. Чтобы избежать конфискации дорогостоящих автомобилей, которыми они управляли, мужчины придумали хитрую схему – фиктивную куплю-продажу по заниженной цене.
Подробнее