Игорь Мураев рассказал о ходе реформы в сфере обращения с ТКО в Коряжме
10:50 2022.09.17 (обновлено: 11:03 2022.09.17)

В России набирает обороты реформа в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). В рамках нее вместо экологически опасных полигонов по захоронению отходов многие регионы планируют строительство современных предприятий по переработке мусора, а также формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Одним из пилотных регионов, реализующих новую стратегию, стала Архангельская область.

О ходе реформы в Поморье рассказал kor24 министр природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Игорь Мураев.

 

- Игорь Геннадьевич, каковы на данный момент перспективы действующих полигонов Архангельской области и как вы оцениваете их состояние?

- Сегодня на территории региона функционируют более 20 объектов размещения отходов, которые включены в государственный реестр, и четыре объекта, которые работают по временной схеме. Мы проводили камеральную оценку этих полигонов. Можем сказать, что практически у всех заканчивается проектная и фактическая мощности. Через небольшой период времени – два-три года – эти полигоны принимать отходы уже не смогут. Легитимных объектов, которые могли бы быть включены в территориальную схему и работали бы, у нас уже не будет.

Кроме того, сейчас публичная правовая компания «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО) проводит исследование по лазерному сканированию всех полигонов, которые существуют на территории России. Мы вошли в этот пилотный проект и вместе с ППК РЭО планируем исследовать 16 полигонов. Также будет лазерное сканирование с формированием 3D-моделей и оценка этих полигонов. Возможно, их ещё можно использовать, поэтому эта работа не только камеральная, но и фактическая и данные уже будут использоваться в дальнейшем для планирования.

Мы пока планируем из существующих объектов, которые есть на территории Архангельской области и принимают отходы, оставить семь из 21 официального полигона, то есть снизить их количество в три раза. Таким образом, будут построены два современных опорных полигона, пять пройдут модернизацию в соответствии с текущей нормативной базой и экологическими требованиями.

Кстати, экологические требования значительно ужесточились за время, которое прошло с момента формирования первичных проектов таких полигонов. Поэтому в таком виде, в  котором сейчас существуют, они в ближайшее время уже использоваться не смогут. Вот почему возникла необходимость в реализации реформы ТКО. И такая ситуация, насколько я знаю, не только в Архангельской области, но и в других регионах. На основании этого было принято общее решение в стране: провести реформу, создать соответствующую инфраструктуру, которая отвечала бы современным экологическим требованиям и обеспечила экологически безопасное обращение с твёрдыми коммунальными отходами.

 

- То есть мы сейчас говорим о том, что часть полигонов подлежит рекультивации?

 - Да. Если углубиться в хронологию: в 2024 году будут работать 12 полигонов, в 2025-м – 8, в 2026 году останется уже 7 полигонов.

Естественно, сделать всё сразу невозможно, но поэтапная работа предусмотрена. Поэтому сейчас закладываются средства на разработку проектно-сметной документации (ПСД)для рекультивации существующих полигонов. В частности, три основных полигона, обслуживающих Северодвинск, Новодвинск и Архангельск, –здесь сосредоточено порядка 10 миллионов тонн отходов – как раз включены в контракт по разработке ПСД, проведены инженерные изыскания, проходят необходимые экспертизы. Как только они будут готовы, мы направим эти ПСД для участия в федеральных программах для получения средств на рекультивацию. Эту работу мы планируем проводить параллельно созданию новых опорных объектов и новых полигонов.

Теперь что касается Коряжмы. Наша задача – провести проектно-изыскательские работы по карте, которая находится на этом полигоне. Сейчас нам надо заложить на  это средства в бюджет. Также будет разработана проектно-сметная документация по рекультивации существующей карты, поскольку по проекту она должна быть закрыта уже к 2025 году.

 

- В продолжение темы рекультивации. Так как часть полигонов в области обслуживают частные компании, нет ли опасения, что они не захотят проводить рекультивацию на свои деньги и бросят эти полигоны?

- По законодательству именно эксплуатант полигона обязан его рекультивировать. Поэтому мы говорим о рекультивации только муниципальных полигонов. Что касается частных, к ним, соответственно, будут  предъявляться те же требования: чтобы они обеспечили рекультивацию этих объектов и привели их в безопасное экологическое состояние.

 

- В Коряжме полигон муниципальный. Значит, его реконструкция будет проводиться?

- Да. Первое – полигон в Коряжме имеет достаточно большую площадь, в которой сейчас нет необходимости. Второе – он создан по старому проекту, который не отвечает существующим требованиям. И третье – действующая карта практически исчерпала себя, требуется разработка новой. Поэтому правительством Архангельской области, и губернатор поддержал это, было принято решение, что мы обеспечим проектирование всего полигона для дальнейшей рекультивации и разработку проектно-сметной документации по созданию новой карты, которая бы уже соответствовала современным  экологическим нормам. И это помимо сортировочного комплекса, который сейчас также проектируется.

 

- Население задаёт очень много вопросов именно в связи с фильтратом, образующимся на полигоне. Игорь Геннадьевич, как будет происходить его очистка по новому проекту?

- По проекту планируется установка мощных защитных сооружений для полигона. Во-первых, при рекультивации карты будут спроектированы отдельные дренажные сооружения для сбора образующегося фильтрата.

То, что касается нового объекта, конечно, он проектируется с учётом того, что там будут образовываться  стоки. Но, подчеркну, все образующиеся стоки станут направляться на очистные сооружения: из административно-бытового корпуса – на свою систему очистки. Что касается фильтрата, там будет из различных источников собираться – с площадки  мойки контейнеров, с участка компостирования и т. д.

По сути, все образующиеся водные ресурсы ни в коем случае не будут попадать во внешнюю среду, а станут собираться и направляться на очистные сооружения, где предусмотрено несколько систем очистки и полное обеззараживание.

Плюс, как мы уже говорили, предусмотрена дренажная система для сточных вод, которые образуются в естественной среде, для того, чтобы не впитываться на объекте, а обеззараживаться и также проходить очистку. Поэтому эта система полностью предусматривает сбор и очистку всего, что будет образовываться на сортировочном комплексе.

При проектировании следующей карты, конечно, также  будут выполняться требования к сбору и обработке фильтрата.

 

- Экологические организации планируете привлечь для контроля и сопровождения проекта?

- Мы открыты для всех.  Состоялось публичное обсуждение проекта. И сейчас он находится на экспертизе. Если есть необходимость изучать всё, что касается охраны окружающей среды, каких-то технических решений, мы всё это предоставим и обсудим.

Есть у нас в Архангельской области экологические организации, например «Экологический консалтинговый центр». Если есть необходимость, они тоже будут привлечены.

 

- При презентации проекта заявлена достаточно высокая доля перерабатываемых отходов. За счёт какой технологии планируете достигать таких показателей?

- Там две технологии. Первая – максимально обеспечивать выборку тех ресурсов, которые могут быть направлены на вторичную переработку.

Я недавно был на объекте сортировки в Архангельске – это сейчас единственный, по-моему, объект с лицензией – там производится сортировка: порядка 18 компонентов из массы ТКО, которая поступает, они выбирают.

И это только первый этап к снижению массы отходов, которые направляются на полигон. Кроме того, часть пойдет на компостирование: это органические отходы, которые будут через определенные технологии, закрытые тоннели перерабатываться и превращаться в техногрунт. Таким образом, 55% твёрдых коммунальных отходов мы будем направлять на переработку.

В настоящее время с учётом времени сама морфология (состав мусора. – Прим. авт.)  меняется. В нем очень много пластика, упаковки, разных ресурсов, которые могут быть извлечены и направлены на вторичную переработку. Тем самым мы ещё больше снизим процент отходов, направляемых на захоронение. Сегодня, напомню, это практически 100%.

 

- Когда будут установлены контейнеры для РСО на юге области?

-  Когда заработает мусоросортировочный комплекс, сортироваться будет всё, что привозится. И это не исключает того, что параллельно будет создана система раздельного сбора отходов – это так называемый синий контейнер. Мы не можем поставить синие контейнеры для РСО, но при этом везти их содержимое для захоронения на полигон, который принимает общие отходы.

Создавая объект сортировки, мы даём возможность внедрить уже отдельную линию. В чём здесь плюс – то, что собрано в виде сухой фракции в синих контейнерах, будет отправляться без дополнительной сортировки на вторичную переработку.

 

-  Область у нас достаточна большая, как будет решаться вопрос вывоза мусора  с удаленных территорий?

- Для такой большой территории (десятки миллионов гектаров. – Прим. авт.), где очень много водных объектов, территорий, где нет круглогодичного сообщения, вопрос временного хранения, накопления и транспортировки на объект очень важный.

Сегодня большая проблема в том, что фактически в Архангельской области уже нет легитимных площадок временного накопления, отвечающих современным требованиям. Поэтому одним из элементов инфраструктуры при реализации реформы ТКО мы предусматриваем создание вспомогательных объектов. В территориальной схеме их 70.

52 из них – это объекты перегрузки. Они нужны из-за большого транспортного плеча, из-за чего появляются высокие транспортные расходы. Мы предусматриваем такую технологию: на определённые площадки ТКО будет свозиться небольшими транспортными средствами, после чего – сжиматься и перевозиться на опорные объекты.

Предусмотрено 10 мусороперегрузочных станций, там тоже такая же технология. Еще будет восемь станций с элементами первичной сортировки.

На создание таких объектов при планировании бюджета на 2023–2024 годы мы предусмотрим денежные средства. Это решит многие проблемы, с которыми к нам обращаются жители.

 

- Таким образом, можно сказать, что мы находимся практически в самом начале реформы по обращению с ТКО?

- Да, на данный момент самое главное – понять и проинвентаризировать глубину проблемы, обеспечить разработку плана и начать его реализовывать: системно, грамотно, обсудив это со всеми общественными организациями.

Например, еще в начале обсуждения в терсхеме были объекты, которые подразумевали сжигание отходов. И это жителями воспринималось негативно. Учитывая их мнение, мы убрали эти объекты, и сейчас технология, которую мы закладываем для создания инфраструктуры, максимально экологически безопасна для жителей.

Помимо этого, идёт работа по обновлению контейнерного парка. Недавно мы провели конкурс среди муниципальных образований.

Часть из них уже получала средства на модернизацию контейнерных площадок. И эту работу мы также не остановим. Кроме того, продолжится работа по внедрению РСО. На следующий год Минприроды России уже одобрило нашу заявку.

Реализуется и проект «Экобак 29». Недавно открыли площадки в Коряжме, Няндоме, Архангельске. Скоро они появятся в Северодвинске.

Как видите, внедрение реформы в нашем регионе достаточно многогранное. И это дает нам возможность достичь показателей по национальному проекту «Экология» к 2025 году. Хотя установленный срок  – 2030 год.

 

- В заключение отметим, что в отличие от наших соседей, например Республики Коми, мы получили на проведение этой реформы федеральные деньги…

- Вы знаете, современный экологически безопасный объект очень дорого стоит. Чтобы создать два полигона и три мусоросортировочных комплекса, необходимо порядка шести миллиардов рублей. Благодаря губернатору Архангельская область попала в число пилотных регионов и получит эти средства из федерального бюджета. В противном случае нам бы пришлось изыскивать собственные источники и снимать деньги с других социально значимых программ. Тем более такие суммы не потянуть муниципальным образованиям. Поэтому для нашего региона это большой плюс.

 

Юлия ФИЛАТОВА

 

Обсудить новость можно в нашем Telegram-канале

Последние новости

Минобороны России запустило горячую линию для родственников мобилизованных

По телефонам горячей линии можно получить ответы на вопросы о местонахождении военнослужащих, а также актуальную информацию по вопросам частичной мобилизации.

Подробнее
Принят закон о кредитных каникулах для мобилизованных

Государственная Дума приняла закон, согласно которому мобилизированные граждане могут претендовать на получение кредитных каникул по потребительским и ипотечным кредитам на срок несения службы.

Подробнее
Сегодня в 14:00 состоится очередной прямой эфир о частичной мобилизации в Архангельской области

Прямой эфир состоится в официальном сообществе «Объясняем. Архангельская область» в социальной сети «ВКонтакте».

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Три объекта обращения с ТКО появятся в Архангельской области

Концессионные соглашения по строительству трех объектов обращения с твердыми коммунальными отходами мощностью более 400 тысяч тонн обработки в год заключены в Архангельской области. Глава Российского экологического оператора Денис Буцаев и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский обсудили на встрече реализацию проекта.

Подробнее