Он проехал по Дороге жизни одним из первых
12:55 2023.01.29 (обновлено: 13:09 2023.01.29)

27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве. Блокада, начавшаяся 8 сентября 1941 года, продолжалась 872 дня. За это время фашисты сбросили на город 107 тысяч авиабомб и выпустили 150 тысяч снарядов. По информации, прозвучавшей на Нюрнбергском процессе, погибло 632 тысячи человек, по другим данным эта цифра достигает миллиона.

97 процентов от общего числа жертв блокады умерли от голода и только три процента погибли во время бомбежек.

Немало наших земляков пережили это страшное событие. Среди них был и вилежанин Николай Васильевич Онохов, воспоминания которого записал его племянник Василий. Он и рассказал корреспонденту kor24 историю простого северного шофера, который в числе первых проехал по Дороге жизни.

Николай Васильевич родился на Виледи в 1909 году. Воевал еще в финскую и уже тогда был награжден патефоном.

После этой войны работал шофером в Ильинско-Подомском. На фронт Великой Отечественной был мобилизован вместе со своей машиной-полуторкой в первый месяц войны. Попал в Прибалтику. Во время отступления войск в сентябре 1941 года оказался в Ленинграде. Тогда же вокруг города замкнулось кольцо окружения.

Однажды ночью солдат подняли по тревоге. Поехали тушить горящие Бадаевские склады с продовольствием. Николаю Васильевичу запомнилась огненная река горящего сахара. Буквально через несколько дней им уменьшили продовольственный паёк. Начинались голод и морозы.

Так как Николай ездил на машине, в том числе и за городом, то мог там найти хоть что-то съестное. Картошки немного выкопать или отрубить кусок мяса с убитой лошади. Всё это он привозил в свой взвод и подкармливал остальных бойцов. Товарищи поступали точно так же: если доставали еду –делились.

В конце ноября 1941 года их автомобильное подразделение получило команду проехать по льду Ладожского озера (по только что разведанной дороге) на другой берег, в Кобону. Это была самая первая автомобильная колонна на дороге, впоследствии названной Дорогой жизни, выехавшая из блокадного Ленинграда. Перед шоферами выступил военврач: «Товарищи водители. Там, в Кобоне, вы увидите горы продуктов. Но не ешьте много. Вы истощены, стенки желудков тонкие, как папиросная бумага. От большого количества пищи желудок может не выдержать и порваться».

Ветеран вспоминал, что там действительно были горы продуктов, лежали прямо на земле. К сожалению, не все вняли советам доктора. Особенно в первое время некоторые оголодавшие люди кидались на еду, много съедали и умирали. Николай же в тот раз съел только пачку концентрата каши.

Погрузились, поехали обратно, на ленинградскую сторону. С озера – в поселок Осиновец, а далее на склад в город. После разгрузки, перед выездом со склада, все машины проверялись: не вывозятся ли продукты. Поднимали капот, заглядывали под сиденье. Наказание за вывоз продуктов могло последовать по законам военного времени самое строгое.

Но это не останавливало. Николай Васильевич при погрузке откручивал  фанерную обшивку двери в кабине, прятал туда несколько пачек каши – они были плоские, ничего другого в дверь не помещалось. Брал он не для себя – привозил в свой взвод и подкармливал тех, кто не ездил за продуктами на большую землю.

После первого рейса началось регулярное движение. Сначала по ночам, потом и днем. Дорога была разведена: по одной колее ехали в одну сторону, по другой обратно. Колонны часто бомбили, обстреливали с самолетов. Первое время при налетах Николай Васильевич прятался под машину, позже понял: это не самое безопасное место. Целятся именно в машину. Стал отбегать в сторону.

Он вспоминал, что лежать на чистом белом снегу было очень страшно. В один из таких рейсов на другой машине ехал новичок, какой-то Афанасий из Сибири. Когда начался налет, уже опытный Николай отбежал от машины в сторону, а Афоня спрятался под нее. Бомба упала прямо перед машиной, пробила лёд. Вода выплеснулась и хлынула в колею. Афоне пришлось плавать в ней  в шубе и валенках в лютый мороз.

Вилежанин Николай Онохов в своем подразделении первым стал делать по два рейса в сутки. За это получил звание ударника труда, позже был награжден орденом Красной Звезды.

Его племянник Василий в начале 1980-х побывал в музее Дороги жизни в Осиновце. Один из экспонатов – фронтовая газета со списком награжденных. В нем он увидел имя и своего дяди.

Весной пришла еще одна опасность: на дороге появилась вода, которая скрывала воронки, пробитые бомбами. В фильме «Балтийское небо» есть эпизод: в такой воронке тонет машина с включенными фарами. И это не выдумка режиссера, так и было. Пришел приказ – снять дверцы с машин, чтобы водитель успел выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Так и ездили.

В апреле лед начал таять, появились забереги. Вышло указание: в Ленинград машины с продовольствием пускать, а из города уже не выпускать. Выезд на лед был закрыт. Николай Васильевич с командиром взвода оказались на ленинградской стороне. Посоветовались и решили, что в блокадном городе оставаться нельзя, нужно выбираться. Поискали досок, бревен, сделали заезд на лед и уехали.

...Николай Онохов прошел всю войну фронтовым шофером, победу встретил в Румынии. После войны работал в Котласе, в автохозяйстве, оттуда вышел на пенсию. Но всю жизнь помнил ленинградский голод, морозы и ту самую спасительную Дорогу, по которой проехал одним из первых.

Екатерина ПОСЕЛЬСКАЯ | Фото Рафаиля Мазелева и из архива семьи Оноховых  

 

Последние новости

В работе педиатрических участков детской поликлиники произойдут изменения

В детской поликлинике коряжемской горбольницы приступила к работе новый специалист – фельдшер Алёна Терентьева. Медработник окончила Котласский электромеханический техникум по специальности «Лечебное дело».

Подробнее
В Коряжме на три дня задержался «Арктический ветер»

Так называется региональная молодежная патриотическая акция. Трудовые отряды подростков в возрасте от 14 до 18 лет работают в 20 муниципалитетах Архангельской области. Прибыл такой десант и в наш город.

Подробнее
Вода в колодце на станции Низовка не соответствует санитарным нормам и правилам

К таким выводам пришли специалисты аккредитованной лаборатории Котласского муниципального предприятия «Горводоканал», которые 19 марта провели отборы проб грунтовых вод не только на железнодорожной станции, но и на первых дачах СНТ «Строитель» и в микрорайоне Зеленый-1.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

В Коряжме на три дня задержался «Арктический ветер»

Так называется региональная молодежная патриотическая акция. Трудовые отряды подростков в возрасте от 14 до 18 лет работают в 20 муниципалитетах Архангельской области. Прибыл такой десант и в наш город.

Подробнее
Вода в колодце на станции Низовка не соответствует санитарным нормам и правилам

К таким выводам пришли специалисты аккредитованной лаборатории Котласского муниципального предприятия «Горводоканал», которые 19 марта провели отборы проб грунтовых вод не только на железнодорожной станции, но и на первых дачах СНТ «Строитель» и в микрорайоне Зеленый-1.

Подробнее
Центробанк предупредил о новой схеме мошенничества с налоговыми декларациями

Аферисты из сети построили схему обмана, где фигурируют налоговые декларации. Об этом сообщает РИА Новости.

Подробнее
Коряжма 24 в Telegram

Узнавай новости первым!

Реклама