Депутаты Госдумы предлагают вернуть трудовое воспитание и обучение в школы
14:25 2023.03.20 (обновлено: 14:01 2023.03.20)

Как гласит известная пословица, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Но уже выросло несколько поколений детей, для которых народная мудрость не более чем присказка, они не видят в ней смысловой нагрузки. За тридцать лет реформирования системы образования школьников полностью отлучили от общественно полезного труда, а сами уроки трудового обучения заменили предметом «технология», который больше теоретический, нежели практический.

И вот сейчас, похоже, начинается разворот всего российского образования на 90 градусов. Депутаты Госдумы рассматривают законопроект, который призван вернуть трудовое воспитание и обучение в школы.

С такой инициативой осенью прошлого года выступил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе Правительственного часа с участием главы Минпросвещения Сергея Кравцова.

«В основе что лежит? Уважение к труду, трудолюбие. Если мы не будем это развивать – ни шахмат не будет, ни физики, ни иностранных языков. Давайте  вернемся к этому вопросу. Ребенок будет и расти другим. Гармония придет», – заявил спикер.

Действующее законодательство вводит запрет на привлечение учеников к труду без согласия родителей. Более того, несколько лет назад прокуратура в разных регионах страны массово выносила представления в адрес школ по причине того, что школьники стирали с доски, подметали и мыли полы в классах, дежурили в столовых. На каждое такое действие образовательная организация должна получать согласие законных представителей ребенка.

Мне довелось учиться в другие времена. Когда труд присутствовал в школьной жизни и как воспитательный момент, и как предмет обучения.

Такой урок был уже в начальной школе, наравне с русским языком, чтением, математикой, природоведением, физкультурой, пением и рисованием. Ничего особенного мы там не делали: собирали фигурки из металлического конструктора (учились пользоваться отверткой и гаечным ключом), выстригали и клеили аппликации (отрабатывали навыки использования ножниц и начального конструирования), учились обращаться с иголками, нитками, спицами и прочими бытовыми предметами… Кстати, уже во втором классе отутюжить форму, пришить манжеты и воротничок не составляло никакой проблемы.

В среднем звене девочки уже учились вести хозяйство, шить, вязать, готовить. Мальчишки изучали столярное и слесарное дело. В старших классах начиналась профориентация. Уже не помню, чему учили юношей, но мы, девушки, в сельской школе изучали растениеводство.

Что касается трудового воспитания, оно также начиналось с первого класса. В нашем классе каждое звено октябрятской звездочки отвечало за свое направление. Например, медицинское следило за санитарией: проверяли, все ли опрятно одеты, есть ли сменная обувь, аккуратно ли прибраны волосы, пострижены ли ногти. Ботаническое звено отвечало за озеленение в классе (ухаживали за цветами). Все были при деле, воспринимали это и как увлекательную игру, и как ответственную обязанность.

Чем старше мы становились, тем больше трудились: уборка классов, дежурство по столовой, субботники... Мы сами облагораживали пришкольный участок, ездили на уборку картошки. А поскольку дело было в сельской местности, то дома после уроков еще и помогали родителям по хозяйству. Успевали всё. 

А потом появилось законодательное требование – спрашивать разрешения на элементарный детский труд у родителей. Чтобы не связываться с надзорными органами, образовательные организации на трудовое воспитание махнули рукой, к тому же и сам процесс обучения стал услугой.

«При этом подавляющее большинство родителей выступает только за то, чтобы у ребенка развивались трудовые навыки, формировалось правильное отношение к труду, – пояснила глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова в интервью «Российской газете». – Но формулировка со словом «запрещено» многих педагогов останавливает».

Поэтому сейчас депутаты предлагают поменять формулировки в законе. Вместо «запрещено привлекать к труду» предлагается написать «привлекать к труду разрешается с согласия совершеннолетних обучающихся или согласия родителей». То есть, если родители согласия не дадут, никто его чадо трудиться не заставит, но и избыточного давления на педагогическое сообщество в этом плане уже не будет.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы дети отбывали вторую «рабочую» смену в школе. Это будет легкий труд, не мешающий учебному процессу: дежурства, субботники. Учителя должны будут учитывать возраст и состояние здоровья детей.

Кроме того, сейчас идут серьезные разговоры о том, чтобы вернуть в школы именно трудовое обучение, а не просто технологию. Это разные вещи: самому сколотить табурет или написать проект, как этот табурет можно сколотить. Говорят и о возврате такого предмета, как черчение. Президент в своем Послании к Федеральному собранию заявил о необходимости возврата к традиционной системе высшего образования. А в московских школах со следующего года старшеклассники уже смогут получать рабочие профессии. Все это можно расценивать как желание внедрить в современную школу лучшие практики предыдущих поколений.

«Трудовое воспитание и обучение в школах обязательно нужно, – считает заслуженный учитель РФ бывший директор коряжемской школы №1 Татьяна Аршинова. – Надо, чтобы и мальчик мог гвоздь вколотить, и девочка – шить и варить, а не только в телефонах сидеть. Человек, который сам не работает, никогда не будет уважать чужой труд. Как говорится, не зря прожит тот день, когда ты что-то сделал своими руками. В наше время в школе был не только труд, но и производственное обучение. После десятого класса у меня был документ о том, что я могу работать воспитателем детского сада, то есть уже была профессия. Ребята учились на электриков, моя знакомая в Котласе после школы уже была швеёй, где-то учили на трактористов, доярок.

В школах обязательно дежурили: мыли полы в классах, когда сдавали недельное дежурство по школе, протирали панели, радиаторы. Мы не заставляли детей мыть окна – это было запрещено и небезопасно, но посильную работу выполняли все, за это ставили оценки. Также в школах собирали макулатуру, металлолом, по две недели трудились на пришкольных участках летом».

Понятно, что всё, «как раньше», уже не будет, сейчас главное – соблюсти баланс между получением качественного образования (чтобы трудовое воспитание не влияло на учебный процесс) и приобретением необходимых в жизни навыков.

Кстати, в большинстве своем родители поддерживают возврат в школу труда, но есть и те, кто считает первоочередной именно учебу.

Это подтверждает и опрос, проведенный нами в сообществе «Трудовая Коряжма» «ВКонтакте». Но какие-то перемены все равно нужны.

«Я поддерживаю возвращение в школы трудового воспитания, – говорит председатель Общественного совета Коряжмы Алевтина Кудрявцева. – На мой взгляд, проблемы могут быть с родителями, так как они уже учились в школе, когда трудовое воспитание исключили из школьной программы. В зависимости от того, как воспримут эти новшества родители, и дети будут настроены».

Настрой родителей, конечно, очень важен. Только хочется спросить тех, кто категорически «против» выступает: откуда в Интернете столько роликов про «бытовых неумеек», неспособных даже чашку за собой помыть?

Екатерина ПОСЕЛЬСКАЯ | Фото из архива редакции

 

 

Последние новости

В Поморье проходит оперативно-профилактическое мероприятие «Розыск»

За сутки 24 апреля сотрудниками УМВД России по Архангельской области установлено местонахождение 10 граждан, большинство из которых были объявлены в розыск следственными органами и судами.

Подробнее
Коряжемские школьники сыграли в «Зарницу»

С 23 по 25 апреля на базе зонального центра «Патриот» состоялся муниципальный этап Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0». Участниками стали школьники шести образовательных учреждений Коряжмы в возрасте от 11 до 13 лет.

Подробнее
Закон
0
132
Дорогие автомобили алководителей станут собственностью государства

Два жителя Коряжмы совершили преступление на территории Вилегодского района – повторно сели за руль в состоянии алкогольного опьянения. Чтобы избежать конфискации дорогостоящих автомобилей, которыми они управляли, мужчины придумали хитрую схему – фиктивную куплю-продажу по заниженной цене.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории