К фактам истории с пониманием
10:24 2023.05.29 (обновлено: 10:46 2023.05.29)

О влиянии мировой политики на преподавание истории в школе, об отношении учащихся к предмету, о важности понимания уроков минувшего беседуем с учителем Андреем Поселеновым.

Андрей Вячеславович с семьёй живёт в Коряжме всего лишь третий год. Ему нравится город и природные красоты в непосредственной близости от благоустроенных улиц. В свободное от работы время он увлекается фотографией и запечатлевает на снимках живописные северные пейзажи. Но свободного времени у преподавателя истории второй школы совсем немного из-за большой нагрузки и востребованности. Андрей Поселенов – учитель истории по призванию.

 

– Андрей Вячеславович, об историках кто-то из великих сказал, что «это люди, живущие спиной вперёд». Когда пришёл интерес к изучению прошлого и осознание жизненного пути?

– В первом классе, благодаря замечательной учительнице Тамаре Александровне. Она повлияла на мой выбор, и, кстати, сначала я получил диплом учителя начальных классов. Потом исторический факультет в педагогическом университете.

 

– И никогда не жалели о выборе? Бытует мнение, что «раньше детей учить было сложно, а сейчас вообще невозможно». Позже во взрослой жизни думали о другой профессии, где больше зарплата, выше престиж?

– Нет, никогда не жалел и о другой профессии не думал. Я поступал в советское педагогическое училище. Тогда профессия учителя была уважаемой, как говорят сейчас программисты, по умолчанию.

 

– Вы сталкивались с подростковой агрессией?

– Да, но не в коряжемской школе. Раньше. Здесь таких случаев не было.

 

– Есть способы и методы воздействия на девиантного ребёнка? Можете дать совет другим педагогам?

– Как правило, срабатывает интуиция. Единого рецепта нет. Совет можно дать токарю – применить какой-то определённый метод обработки детали. А дети все разные, как и учителя. Метод, подходящий одному учителю, не сработает у другого. Так же и с детьми.

 

– У вас нет ощущения, что учащиеся воспринимают историю как второстепенный предмет?

– У меня лично такого ощущения нет. Во-первых, отношение к предмету зависит от учителя, а во-вторых, история всегда интересна. В ней много фактов, помогающих понять сегодняшнюю действительность, много жизненно важных вещей.

 

– Преподавание истории – это ознакомление учеников с фактами или плюс ещё что-то?

– Конечно плюс. Факты не воспримутся и не запомнятся, если не будут увязаны в глобальную сюжетную линию. Должен быть единый стержень, сюжет, если хотите.

 

– Вот мы и подошли к сюжетным разно-чтениям, и я хочу представить вам сюжет: полвека назад в подклетах сольвычегодского Благовещенского собора, построенного в XVI веке первым российским промышленником Аникой Строгановым, размещалась тематическая экспозиция под названием «Частная тюрьма Строгановых и место пыток дворовых людей». Экскурсанты замирали перед длинной деревянной скамьёй, на которой лежали большие щипцы и кусок огромной железной цепи. Спустя десятилетия выяснилось истинное назначение предметов. Это была просто скамья из крестьянского дома, а на ней щипцы для родовспоможения у коров и цеп, которым обмолачивали зерно. Таким образом, можно сделать вывод, что история во все времена была и есть на службе у государственной идеологии.

– Не соглашусь. Это идеология на службе у истории. Есть факты, они неизменны, но у людей меняется отношение к этим фактам. В изучении истории главное – понимание событий. Исторический факт нельзя отменить, отказаться от него. Он есть, он помогает нам понять происходившее и происходящее. В каждом городе, например, есть улица Ленина, стоят памятники Ленину. Их не сносят, и это правильно. Нельзя отказаться от истории, надо её знать и делать выводы из знания. В советскую эпоху значение революционных событий абсолютизировалось. Вузовские учебники назывались «История СССР». В них весь ход российской истории рассматривался как поступательное движение к революции 1917 года. Сейчас подача материала изменилась. Акцент делается на рассмотрении причинно-следственных связей, то есть производится выявление причин событий и их последствий. Та же самая революция по-прежнему рассматривается в учебниках истории, однако, как объективный исторический факт, возникновение которого было вызвано рядом причин. Никакого революционного фанатизма.

 

– Какие учебники сейчас?

– Нынешние учебники, на мой взгляд, сложнее старых, советских. Изменилось освещение фактов, но сами факты остались. И говорить о переписывании истории нет оснований. Революция представляется как один из путей развития государства, не самый лучший, как доказал ход событий. Ведь созданное государство просуществовало по историческим меркам очень недолго, меньше века.

 

– Если бы не хаос начала 90-х, возможно, страна осталась бы на выбранном пути?

– У хаоса тоже есть объективные причины. Отвлечёмся на пример: мы с вами беседуем, вокруг нас огромное количество болезнетворных микробов, но мы не заражаемся, потому что есть иммунитет. Государство распалось даже без внешней агрессии, потому что не было иммунитета, были пороки развития.

 

– Дайте определение политического иммунитета государства.

– Думаю, что это способность сопротивляться деструктивным воздействиям, в том числе внешнеполитическим.

 

– Хочется слушать и спорить, и теперь я понимаю ребят, рассказавших, как им интересно на ваших уроках. Вернёмся в школу. Есть среди старшеклассников профориентированные на историю ученики?

– Есть, но их мало, профессия учителя очень непроста, очень энергозатратна, и дети это видят. Есть ребята, не собирающиеся становиться историками, но увлечённые историей. Вообще, интерес к естественным наукам у сегодняшних школьников повышается. Движение к технологическому суверенитету, осуществляемое современной Россией, определяет рост популярности естественных наук.

 

– Может, я не права, но мне кажется, что изучение истории малой родины подстегнуло бы детский интерес и к истории России. Включить в программу преподавания краеведческий предмет…

– Такая программа уже действует. Курс интегрирован в изучение истории России. Кстати, есть в школах прекрасный учебник по краеведению профессора САФУ Романа Юрьевича Болдырева.

 

– Я говорю об истории малой родины – Коряжмы с окрестностями.

– Программа по предмету достаточно насыщенная. Наверное, проще и результативнее изучение местной истории, как дело добровольное, оставить в качестве факультатива для тех, кому это действительно интересно.

 

– Завидую ребятам из второй школы. Хотелось бы посидеть на ваших уроках. Спасибо за беседу. Примите пожелание успехов и благодарных учеников.

– Взаимные добрые пожелания редакции и читателям.

 

Надежда ИСМАЙЛОВА | Фото из личного архива Андрея Поселенова 

 

 

Последние новости

В ДТП под Коряжмой погиб 59-летний мужчина

Смертельное ДТП произошло сегодня утром возле коряжемских дач «Колос». На трассе столкнулись два встречных автомобиля – легковушка ВАЗ-2106 и кроссовер Toyota RAV4.

Подробнее
Расписание «Илим-Арены» на майские праздники

Специально для тех, кто любит спорт и активный отдых на «Илим-Арене» организованы дополнительные сеансы.

Подробнее
Возле дач «Колос» смертельное ДТП

На месте ДТП сейчас работают оперативные службы, сотрудники ГИБДД выясняют обстоятельства. Движение транспорта в обе стороны дороги затруднено.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Рособрнадзор озвучил дату пересдачи ЕГЭ

Еще в феврале, во время послания Федеральному собранию Владимир Путин сказал, что механизм ЕГЭ должен совершенствоваться, и поручил изменить правила, чтобы школьники могли пойти на пересдачу сразу же, а не ждать целый год.

Подробнее
Коряжма 24 в Telegram

Узнавай новости первым!

Реклама