Нам показали идеальный КПО. Но так ли будет в Коряжме?
14:45 2024.11.24 (обновлено: 18:57 2024.11.24)

Члены мониторинговой группы побывали на КПО «Нева» и оценили его работу.

Этой поездки активисты Коряжмы добивались с того момента, когда стало известно, что на территории городского полигона планируется строительство мусоросортировочного комплекса (МСК). Была информация, что наш МСК возведут по образу и подобию КПО «Нева», который три года назад сдан в эксплуатацию в Солнечногорском районе Московской области.

Экскурсия была нужна, чтобы оперировать не чужими словами, а своими глазами посмотреть, как выстроена работа КПО «Нева», какие экологические решения там применены. Забегая вперед, скажу: объект действительно современный, работает с применением передовых технологий. То, что мы увидели вместе с членами мониторинговой группы, впечатлило. Но, как оказалось, коряжемский МСК все-таки отличается от КПО «Нева». И не только мощностью и масштабами…

В составе группы, которая отправилась на КПО «Нева», было 14 человек – члены мониторинговой группы из Коряжмы, Котласа, Няндомы, Холмогор и Архангельска. Возглавлял делегацию советник губернатора Архангельской области по вопросам экологии Алексей Кувакин.

 

День первый. РСО в деле

Посещение КПО «Нева» было запланировано на 14 ноября. Но мы поехали на день раньше. Зачем? Об этом напишу чуть ниже. А пока – о первых наблюдениях.

В Москву мы с оператором отправились на поезде. Первое, что впечатлило, – РЖД внедрила РСО. Правда, говорят, только в вагонах повышенной комфортности. В нашем было три контейнера: два для смешанных отходов, один – для пластика. Я решила провести эксперимент: посмотрела, сортируют ли пассажиры отходы. Оказалось – да. Это подтвердилось, когда я оценила содержимое контейнеров. Меня переполняла радость.

Но к концу пути она рассеялась. На одной из станций разговорилась с проводником (имя называть не буду по понятным причинам) – женщина призналась, что во время сдачи мешки с рассортированными отходами грузят… в одну машину. Получается, пока это профанация? Надеюсь, время всё изменит.

 

День второй. Условно поделились на четыре группы

Как я уже писала, в Москву, а именно в Солнечногорский район, мы отправились на день раньше официальной делегации. Нам было важно в условиях организованной поездки снять объективный материал, поэтому мы взяли дополнительный день, чтобы объехать населенные пункты, которые расположены рядом с КПО «Нева», и пообщаться с местным населением.

Определяющими при выборе территорий стали два момента. Первый – упоминание в СМИ и соцсетях поселков, жители которых жалуются на зловонный запах (найти такие не составило труда). Второй решающий фактор – роза ветров. Мы решили, что надо посетить населенные пункты, которые находятся с четырех сторон КПО (север, запад, юг, восток), чтобы направление ветра не повлияло на статистику.

Арендовали автомобиль и поехали. Первая остановка – деревня Марьино. По данным интернет-источников, численность населения – примерно 565 человек, расположена южнее КПО «Нева». В основном здесь индивидуальные жилые дома и несколько двухэтажных многоквартирных строений. В большей части квартир, куда мы звонили, двери нам не открыли. Дома застали лишь семейную пару – Анатолия и Ольгу. Они оказались разговорчивыми.

- Мы читали, что жители Марьино жалуются на запах, который исходит от КПО «Нева». Вы что-то знаете об этом? – спросила я хозяев.

- От какого КПО «Нева»? – задал мне встречный вопрос Анатолий.

- Комплекса по переработке отходов, который уже несколько лет работает недалеко от вашей деревни.

- Запах у нас везде. Даже из подвала дома идет. А на свалку валят такие кучи отходов, что машины проехать не могут. Люди жалуются и в администрацию, и в другие инстанции, но принимают меры не быстро. Поэтому мы замучались уже, – жалуется Анатолий.

- Вы сейчас про свалку говорите. А сам комплекс «Нева»? От него запах какой? – уточняю я.

- От него запаха я не слышала, – пожимая плечами, говорит Ольга.

- До нас практически он не доходит, потому что комплекс в двух километрах от нас. Рядом с ним расположены садоводческие кооперативы. Они, наверно, ощущают, – завершил диалог мужчина.

А мы отправились на поиски людей дальше. Остановиться решили у самой крупной в Марьино торговой точки. Здесь нам повезло больше. Вопрос тот же – что вы знаете о КПО «Нева» и чувствуете ли неприятные запахи от его работы?

- Я не слышала запаха. Ничего не могу сказать, – говорит Светлана Павловна.

Уточняю:

 - А вы слышали про сам комплекс?

 - Да. Мы ходили с подругой до него пешком. Но ничего не почувствовали. Говорят, что, когда ветер в нашу сторону дует, запах есть. Но я, видимо, не попадала на него.

- На данный момент нет запаха, но летом был, – говорит наша следующая собеседница, Наталья.

- Насколько это едкий запах? – спрашиваю.

- Он очень неприятный, даже когда в квартире находишься. Это в основном летом, когда жарко.

 - Запах этот появился именно после запуска КПО «Нева»?

- Когда там была свалка, вообще был ужас. Мы как будто в вонючей грязи жили. Когда ее закрыли, запах исчез. Как начал работать КПО, запах снова появился.

 - Он такой же, как и был от свалки?

 - Нет, он не такой резкий и едкий.

- Часто здесь пахнет? Когда появился запах?

- Очень давно, год назад, наверно, – присоединяется к обсуждению Елена.

- Сейчас не чувствую, но один раз было, – говорит молодая мама Анастасия. – Это был такой вонючий запах, запах разложения.

Следующая остановка – поселок городского типа Поварово. Он находится северо-восточнее КПО «Нева», здесь проживают 8 470 человек. И снова – вопрос к местным жителям: «Слышали ли о КПО «Нева», чувствуете ли запах от него?»

- Нет, не знаю, не слышал, не чувствовал, – отвечает Роман. Он переехал в Поварово чуть больше года назад.

- Мы ничего не чувствуем и не жалуемся, – говорит Лариса. – У нас больше пахнет канализацией вот из того водотока (маленький ручей у центральной магистрали. – Прим. авт.). У нас дача в обществе «Надежда», вот там воняет, прямо сильно. Причем только вечерами, после 22:00, а днем не пахнет. У меня знакомая работает на КПО «Нева». По ее словам, там все добросовестно делают. Когда я начинаю возмущаться, она мне говорит: «Лариса, это не мы. Рядом была заброшенная свалка. От нее пахнет».

- Я не чувствовал никаких запахов, – отвечает нам Петр Васильевич.

- Ни разу не слышал, не чувствовал, – подхватывает Владислав.

Едем дальше. В большинство коттеджных поселков и дачных кооперативов, о которых говорили люди, не попасть, если не знаешь местных жителей и заранее с ними не договорился. Территории – за шлагбаумом, с охраной, которая на нас реагировала неоднозначно. Поэтому приходилось ждать, когда кто-то выйдет погулять. Такую семейную пару мы встретили в коттеджном поселке Задорино – на северо-западе от КПО «Нева».

- Да, мы жалуемся постоянно, – делится будущая мама Анастасия.

 - Что это за запах, когда его чувствуете? – уточняю я.

 - В основном по вечерам, бывает – после обеда. Запах невыносимый, какой-то кислотный. Я в положении, очень сильно чувствую. Всем этим мы дышим.

 - Когда появился запах?

- Больше года назад.

- Всё Поварово воняет – дышать нечем людям, – подхватывает супруг Анастасии Максим. – Дудкино, Белавино… Здесь вообще кошмар. Там (показывает рукой в сторону КПО. – Прим. авт.) бывает облако: они, похоже, выбрасывают в воздух что-то. Непонятно.

Следующих спикеров мы увидели, проезжая деревню Дудкино. Она расположена севернее КПО «Нева». Останавливаемся. Задаем все те же вопросы.

- Кто-то говорит, что пахнет. Я ничего не чувствую, – признается Наталья.

- Мы не чувствуем ничего, – подхватывает ее подруга Татьяна. – Но многие говорят, что пахнет. Летом обычно.

- Да, по утрам особенно, – рассказывает Анастасия, их соседка из дома напротив.

 - Сильный запах?

 - Да, сильный. Днем он исчезает.

- Он долго не держится. Утром ветра нет – запах стоит. Потом уходит. Если бы он был целый день, мы бы жаловались, – дополняет ее супруг Алексей.

- Знаете, бывает иногда такой легкий запах, мы его чувствуем, хотя лес вокруг. Мы живем в Поварово Вилладж (Поварово Village), – рассказывает молодая женщина Марина.

- Нам после Москвы все равно кажется, что этот запах свежий, – продолжает мысль Марины ее супруг Григорий.

- Конечно, мы не избалованы таким свежим воздухом, поэтому здесь нам кажется не так критично, как в Москве, – резюмировали они.

В общей сложности мы опросили 20 человек. Посчитали своей обязанностью показать комментарии всех, кто согласился ответить на наши вопросы. Конечно, это случайные спикеры – в основном те, кого мы встретили на улице. Старались не пропустить ни одного.

Вряд ли в этом случае можно делать однозначные выводы. Но мы посчитали, что зафиксировать мнение местных жителей – один из неотъемлемых пунктов поездки на КПО «Нева», организованной правительством Архангельской области. Насколько нам это удалось – судить вам. Выводы каждый сделает сам.

 

День третий. КПО «Нева»

На КПО «Нева» нас повезли на микроавтобусе от Ярославского вокзала. Дорога заняла примерно полтора часа. В составе делегации из Архангельской области – 14 человек. От Коряжмы – областной депутат Ольга Порошина, депутат городской Думы Алексей Кушмылев, экоактивист Елена Порошина, председатель совета ветеранов Котласского ЦБК Валентина Кучина и наша съемочная группа. Из Котласа – Ирина Латухина, руководитель клуба «Молодежное экологическое пространство «Дружба», соорганизатор общественного движения «Спасите Ежика». Из Няндомы – депутат Наталья Шимкович. Из Холмогор – депутат окружного собрания депутатов Римма Томилова. Из Архангельска – член общественного совета при Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Надежда Лыжникова, активный общественник Светлана Тупицына и оператор телеканала «Регион 29» Денис Линчевский. Организатор поездки – советник губернатора по вопросам экологии Алексей Кувакин.

Сразу скажу: на КПО «Нева» делегацию из Архангельской области встретили радушно. Нас ждали. К приезду готовились. Но из-за того, что это опасное производство, самостоятельно передвигаться по комплексу и заглядывать в каждый угол, как нам того хотелось, не разрешили. Мы шли организованной группой по четко спланированному маршруту.

Экскурсию проводила заместитель директора управляющей организации «ЭкоЛайн», которая обслуживает КПО, Елена Вишнякова. Пересказывать услышанное, думаю, не стоит. Полную экскурсию можно посмотреть в видеосюжете о поездке (QR-код размещен на 6-й полосе).

Внутри промышленной площадки ощущался не очень сильный, но неприятный запах. На вопрос членов мониторинговой группы, откуда он, Елена Вишнякова ответила – от так называемой «генеральской свалки». В прошлом году она была рекультивирована. Исходя из видео, опубликованного активистами в открытом доступе (QR-код размещен на 6-й полосе), морфология мусора весьма разнообразная: это и пищевые, и строительные отходы, пакеты, пластик, бумага… Можно только представить, как всё это пахло до рекультивации.

Итак, об экскурсии. На страницах газеты я остановлюсь лишь на отличительных особенностях КПО «Нева» и коряжемского МСК. Да, они есть, и существенные. Хотя до этого нам всегда говорили, что мусоросортировочный комплекс, который строится на территории нашего полигона, – это копия московского.

Отличие первое – мощности комплексов: наш по проекту рассчитан на 70 тысяч кубов в год, «Нева» – на 500 тысяч.

Отсюда, как пояснили специалисты, и разница в комплектации. Это уже второе отличие – самое существенное. КПО «Нева» – современное автоматизированное производство, где сортировкой занимаются не только люди, но и машины. На МСК в Коряжме предусмотрена только ручная сортировка.

- Автоматику невозможно сделать на маленьких по мощности объектах, – рассказывает, опираясь на свою практику, Елена Вишнякова.

- Мы не Москва, у нас экономика – важная составляющая, – говорит Алексей Кувакин. – На МСК, мощность которых меньше 100 тысяч тонн, оптики (автоматики. – Прим. авт.) нет, поэтому пока в Коряжме мы можем позволить себе только такой вариант. А вот в Холмогорах, где мощность МСК – 275 тысяч тонн, оптика есть.

- Опять же опираясь на ваш опыт, как вы считаете, такие МСК, где предусмотрена пока только ручная сортировка, имеют право на существование, чтобы в будущем этот объект можно было модернизировать? – спросила Елену Вишнякову областной депутат Ольга Порошина.

- Конечно, – ответила Вишнякова. – Но только надо понимать, кто там будет работать. Сейчас с персоналом большие проблемы. Сегодня рынок не работодателя, а сотрудника. И найти людей, готовых ковыряться в мусоре, сложно. Тем более за небольшие деньги. У нас, например, все тарифицировано. Мы не можем платить зарплату на уровне среднерыночной. И это проблема. Если есть возможность заменить людей роботами, это нужно сделать.

Еще я не понимаю, когда люди говорят, что сначала надо создать систему раздельного сбора отходов, а потом строить объекты. А куда вы повезете РСО? Это всё должно идти параллельно.

На комплекс в Коряжме будут поступать смешанные отходы. Как нам сказали, по крайней мере – пока. На КПО «Нева» две линии: для РСО и смешанных отходов, что существенно повышает качество выборки.

- После введения в строй предприятий (МСК. – Прим. авт.) на каждой обслуживаемой ими территории будет введена двухпоточная система сбора отходов (раздельно накопленные – сухие и смешанные). Процент отсортированных на МСК полезных фракций будет зависеть от того, как ответственно жители станут разделять отходы у себя дома, – сказал Алексей Кувакин.

Еще одно отличие – из проекта коряжемского МСК исключен вихретоковый сепаратор, задача которого – отбирать цветные металлы, в том числе батарейки.

- Это опять-таки связано с целесообразностью (учитывая небольшую мощность коряжемского МСК), – поясняет Алексей Кувакин. – Мы стремимся к оптимальной экономической модели. Цветной металл у нас будет выбираться в процессе ручной сортировки, она экономически эффективна. Выборка будет 100-процентной, потому что это востребованный вторичным переработчиком продукт.

Отмечу: в ходе экскурсии нам не показали, как и где идет прессование отходов, а также древесный фильтр для очистки воздуха. Хотя мне важно было своими глазами посмотреть на эти процессы. Все остальные цеха мы посетили. И что приятно удивило – везде очень чисто. Кроме того, разные виды пластика отсортированы. Это тоже большой плюс.

 

 

Мнения участников поездки

После экскурсии собравшиеся еще раз обсудили точечные вопросы за круглым столом, а мы взяли интервью у членов мониторинговой группы.

Вопросы к каждому одни и те же: насколько полезной была поездка, удалось ли получить ответы на свои вопросы, что впечатлило в плохом и хорошем смыслах?

 

Ольга Порошина, депутат Архангельского областного Собрания депутатов:

- Я убедилась еще раз, что мы на правильном пути. Предприятия, которые будут заниматься сортировкой отходов, необходимы. Считаю, что тут есть три важные составляющие: сам МСК, активисты и предприниматели, которые занимаются РСО, и предприятия, которые готовы будут приобретать вторсырье.

Кроме того, мы пока только в самом начале пути. Да, у нас будет не такое автоматизированное производство, но модернизировать его – задача будущего. Это всегда проще, чем потом строить с нуля и не за федеральные, а за наши деньги.

 

Алексей Кушмылев, депутат Коряжемской городской Думы:

- Как только мы зашли на объект, нашему вниманию предстала зона разгрузки поступающих отходов: смешанных и раздельно собранных. Я отметил для себя: РСО очень мало, небольшая кучка. В основном все-таки смешанные отходы. Что печально, потому что выбрать из них полезное сырье очень сложно.

 

Елена Порошина, предприниматель:

- Мы увидели масштабное производство, у нас будет не так. У нас – ручная сортировка. И Елена Вишнякова подтвердила, что сложно будет найти сотрудников на такую работу. Во-вторых, автоматическая сортировка – более тщательная.

Елена Вишнякова также отметила, что нужно сотрудничать с экоактивистами. Если задача – добиться результата, нужно поддерживать тех, кто занимается РСО. Мне понравились эти слова.

Кроме того, понравилось, что на КПО «Нева» очищенный фильтрат (вода) идет на технические нужды производства. У нас же он будет сливаться в речку Копытовку, а техническая вода будет браться из скважин. Считаю, это неправильное использование водных ресурсов.

 

Ирина Латухина, соорганизатор общественного движения «Спасите Ежика», г. Котлас:

- Во-первых, в ходе поездки я сделала для себя вывод: когда предприятие, занимающееся сортировкой и выборкой вторичного сырья, является его же переработчиком – это идеальная рабочая схема, как в случае с «ЭкоЛайном» в Солнечногорске. В нашем случае, как мне видится на данный момент, мы не понимаем, для кого МСК будет сортировать отходы. Будут ли налажены какие-то связи? С кем? На какие продукты? В каких объемах?

 

Надежда Лыжникова, член общественного совета при Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса:

- Всегда очень приятно побывать на таком предприятии. Спасибо, что нас пустили.

Я задавала вопросы по поводу очистки фильтрата, санитарно-защитной зоны, какие мероприятия проводит КПО, чтобы следить за состоянием атмосферного воздуха. Для меня был очень интересным диалог с главным экологом КПО.

Посмотреть на технологии, применяемые таким крупным производством, как КПО «Нева», на то, как оно соблюдает экологические стандарты, очень полезно. Особенно для тех, кто не разбирается в этом, кто волнуется, переживает и говорит, что РСО ни к чему не приведет, а переработка – это миф. Поездка показала, что всё работает успешно.

 

 

Последние новости

В ходе специальной военной операции погиб коряжемец Артем Сорокин

Прощание с Артёмом Викторовичем состоится 15 января 2025 года в 14:00 часов в МКЦ «Родина».

Подробнее
Высокая награда

Председатель контрольно-счетной палаты Архангельской области Александр Дементьев удостоен Почетной грамоты Счетной палаты РФ за вклад в укрепление сотрудничества и повышение эффективности внешнего государственного аудита (контроля). Приказ подписан председателем Счетной палаты РФ Борисом Ковальчуком.

Подробнее
Аналитики советуют россиянам срочно сменить все пароли

Специалисты сервиса «Объясняем.рф» предупредили россиян о необходимости немедленно обновить пароли от своих аккаунтов, особенно на платформах «Госуслуги» и в интернет-банках.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории