Это вам не игрушки
12:07 2022.10.29 (обновлено: 14:13 2022.10.29)

Антропоморфный монстр Хагги Вагги, беременный Кен, Человек-паук, который с недавнего времени способен быть и мальчиком, и девочкой, всевозможные воины-роботы ниндзяго, аниматроники и даже вполне себе миленькие куколки энчантималс (эдакий гибрид зверушек и людей)… Всё это многообразие с недавних пор хлынуло из компьютерных игр на прилавки детских магазинов. И если безопасность материалов, из которых сделаны хоррор-игрушки, еще можно подтвердить сертификатом качества, то, как они повлияют на психологическое развитие, неизвестно. Корреспондент kor24 попробовала разобраться в этом вопросе.

 

НАШИ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ИГРАТЬ

«Многие родители еще в детском саду начинают заблаговременно готовить своего малыша к школе, стремятся научить детей читать, писать, считать как можно раньше. И при этом забывают о том, что ведущая деятельность дошкольника – игровая! – рассказывает психолог детского сада присмотра и оздоровления №10 «Орлёнок» Оксана Вахрушева. – Именно через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать».

По словам Оксаны Викторовны, последние исследования выявили, что около 40 процентов современных детей просто не умеют играть: они могут двигать машинки, носить с собой какую-то модную игрушку, но сюжет игры отсутствует. Оставшееся большинство если играет, то, как правило, это копирование сюжетов массмедиа (мультфильмов, интернет-контента, компьютерных игр), а не реальной жизни. И к сожалению, большинство родителей не контролируют, что смотрит ребенок в гаджете, во что играет.

Игрушки, которые быстро набирают популярность у детей, но несут в себе больше вреда, чем пользы, появились довольно давно. Начиналось всё с супергероев вроде Человека-паука, по которому сходили с ума все мальчишки, потом пошли роботы-трансформеры с ужасающим внешним видом и так далее. Основной мотив покупок таких игрушек – желание ребенка. Также многие родители считают, что «раз у меня в детстве не было, так пусть хоть у моего ребенка всё будет».

Родители руководствуются не интересами ребенка, а собственным удобством и желаниями. Но взрослые должны нести ответственность за свои действия и понимать их последствия, говорит психолог.

 

ОТ ГЛАМУРА ДО ХОРРОРА

Современного ребенка сложно чем-то удивить – новомодные гаджеты, роботы, интерактивные куклы… Огромный ассортимент игрушек поражает покупателей яркими упаковками, завлекает рекламой и модными брендами.

«Растим фотомодель» – так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби. Она была верным спутником не одного поколения девочек.

«Сейчас становится всё больше и больше гламурных барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена, – делится своими наблюдениями Оксана Викторовна. – А еще появилось огромное количество «страшных игрушек», которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного».

Многие популярные игрушки воспринимаются детьми как добрые персонажи, супер-герои, победители злых сил. Но методы, которые они используют, скорее присущи никак не добру. Тот же Человек-паук, уничтожая злодея, сносит полгорода, крушит метро вместе с пассажирами. Такое поведение, мягко говоря, не вписывается в наш культурно-этический код. В то время как наш герой традиционной русской сказки (Иван-дурак) или классической детской литературы побеждает Кощея смекалкой, хитростью, попутно спасая кучу зверей от погибели, и даже не обижает Бабу-ягу, для которой мог бы стать обедом. Бармалея, который, на минуточку, детей кушать любил, никто не убивает, его перевоспитывают. А нашим детям сегодня предлагаются герои, которые борются со злом методами самого же зла.

«Поведение такого героя в мультфильме или игре ребенок начинает воспринимать как норму. Он переносит это во взаимоотношения с окружающими, особенно со сверстниками, – отмечает Оксана Вахрушева. – Чаще всего героями для малышей становятся персонажи западных мультфильмов с суперспособностями. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата путем нажатия одной кнопки. Поэтому совет родителям один: при покупке игрушки сначала подумайте, чему научит и что разовьет, какие качества поможет сформировать».

 

ГДЕ ЖИВЕТ ПОКЕМОН?

Согласитесь, привычная картина: малыши приходят в детский сад и хвастаются, мне папа купил машинку, мне – робота…

«Мой сын однажды сказал: «А мне папа сделал коня!» И сверстники быстро забыли про свои новые игрушки, им захотелось такого же коня, которого папа сделал сам, – рассказывает мастер Наталья Дементьева. – Исторически так сложилось, что игрушка является средством развития, психологического воздействия. Для девочек в основном делались куклы для игры в дочки-матери (главное предназначение женщины), для мальчиков – кони (символ кормильца, солнца). Материалы были исключительно натуральные: дерево, глина, текстиль. Это развивало моторику: дерево – резное, фактурное, глина – гладкая, ткань – мягкая».

Игрушка – это еще и средство познания окружающего мира.

«У нашего сына есть кукольный домик, в котором самодельные колодец, коромысло, жернова, бревно с пилой, наковальня, – говорит Наталья. – А как еще объяснить современному ребенку быт его предков? Как ему понять, например, что такое коромысло? Помнится, несколько лет назад многие были увлечены такой игрушкой, как покемон. Однажды наш ребенок спросил папу, где живет покемон? Найти ответ было затруднительно. Понятно, что волк, лиса, заяц живут в лесу, кошка и собака – дома. А вот где живет покемон?».

 

В ДОМЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ТОЛЬКО ДОБРО

Игрушка – средство объединения и зачастую примирения семьи. Это подмечено в ходе проведения мастер-классов, которые проводит для детей и родителей Наталья Дементьева.

«Как изготавливали семейную берегиню наши предки? Брали кусочки от одежды всех членов семьи: малыша, старших детей, мамы, папы, бабушек, дедушек. Кукла делалась послойно: самый младший – в глубине, далее – по старшинству.

Мы тоже сохраняем эту традицию милования. Укладываем каждый слой и проговариваем: это папа, он сильный, смелый, добрый, хороший. И так про каждого члена семьи. И это работает! Нередко на мастер-классы родители с детьми приходят напряженными, разрозненными, а уходят, уже держась за руки», – отмечает мастер.

По мнению Натальи, популярные игрушки – плод труда маркетологов. Они яркие, кислотные, привлекающие внимание. Родители готовы платить за них, потому что, получив такую игрушку, ребенок сидит довольный, никого не трогает, маме и папе это очень удобно.

«Это не значит, что все игрушки в магазине плохие, сейчас продается много развивающих игр, конструкторов. Поэтому, покупая игрушку, надо прежде всего думать, что она принесет в дом».

Между тем популярными героями заинтересовалось Роскачество. Специалисты ведомства проведут проверку Хагги Вагги, Кисси Мисси и других кровожадных героев с пугающей внешностью. Помимо тестов на безопасность и качество, мягкие игрушки получат психолого-педагогическую оценку. Итоги исследования будут представлены в конце этого года.

 

Екатерина ПОСЕЛЬСКАЯ | Фото Никиты НАГИЛЕВА

 

Последние новости

В городе нестабильная обстановка с ОРВИ

По информации коряжемской больницы, на 28 ноября в Коряжме болеют ОРВИ 764 человека, среди них – 329 детей. В понедельник за медицинской помощью с симптомами вирусной инфекции в городскую и детскую поликлиники обратились 202 коряжемца. Все лечатся дома под наблюдением врачей.

Подробнее
Сегодня в 20:00 откроется движение по понтонной переправе через Вычегду

Работы по монтажу технологической переправы Группы «Илим» начались с 8 утра 29 ноября. Над ее установкой работали около 30 человек.

Подробнее
Коряжемка Антонина Собинина: «Моя судьба – растить девчонок»

Антонина Собинина в канун праздника из рук главы города Андрея Ткача получила муниципальную награду – медаль «Благодарение матери».

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории