Суд отказал в иске жителям Коряжмы о признании незаконным положительного заключения государственной экспертизы на строительство МСК. Дело рассматривалось в Октябрьском районном суде города Архангельска – по месту нахождения ответчика. Истцы – жители Коряжмы и ближайших к городу населенных пунктов. Их позицию отстаивали юристы Александр Козенков и Павел Мизин. Ответчик – государственное автономное учреждение Архангельской области «Управление государственной экспертизы». Третьей стороной по делу в числе прочих выступало Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Редакция kor24 располагает решением суда. Мы публикуем основные выдержки из него, а также мнения сторон – юриста Александра Козенкова и руководителя Росприроднадзора Александра Горних.
Иск в суд об оспаривании положительного заключения государственной экспертизы по строительству комплекса обработки и утилизации твердых коммунальных отходов на территории коряжемского полигона подали около трех десятков человек – это жители Коряжмы, Котласа и поселка Вычегодского. Истцы полагают, что представленная для проведения экспертизы проектная документация объекта не соответствует экологическим нормам и требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области окружающей среды, а также не обеспечивает экологическую безопасность намечаемой деятельности.
«Основания для подачи иска вполне очевидны, – говорит Александр Козенков. – При принятии решения о размещении комплекса обработки и утилизации твердых коммунальных отходов под Коряжмой грубейшим образом были нарушены элементарные требования природоохранного законодательства: начиная с того, что жителям отказали в проведении экологической экспертизы проекта, и заканчивая тем, что нет никакого решения относительно того, куда будут размещаться отходы, которые повезут из семи районов области».
Государственная строительная или экологическая экспертиза?
Проектная документация на строительство комплекса обработки и утилизации ТКО получила положительное заключение государственной экспертизы. Согласно законодательству оно свидетельствует о том, что планируемый объект соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и так далее.
Истцы в суде пытались доказать, что этого недостаточно: комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов якобы должен был получить государственную экологическую экспертизу, поскольку относится к объектам обезвреживания и размещения отходов I категории, а также располагается в пределах земельного участка, на котором размещен полигон.
Суд с этой позицией не согласился, посчитав, что данный объект относится ко второй категории и не требует экологической экспертизы.
Решение гласит: «Согласно пп. 12 п. 1 раздела I Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 №2398 к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящимся... к объектам I категории, отнесено осуществление на объекте… хозяйственной и (или) иной деятельности по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация) с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:
- отходов I - III классов опасности;
- отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);
- утилизации, обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:
- отходов I класса опасности (с проектной мощностью 0,1 тонны в час и более);
- отходов II класса опасности (с проектной мощностью 0,3 тонны в час и более);
- отходов III класса опасности (с проектной мощностью 1 тонна в час и более);
- обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более), за исключением мобильных установок.
Таким образом, суд пришел к выводу, что исходя из деятельности, предусмотренной проектными решениями по строительству комплекса, проектируемый объект является объектом утилизации отходов IV и V классов опасности и относится ко второй категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Какую экспертизу надо было проводить? Редакция kor24 сделала журналистский запрос в Росприроднадзор. Ответ пришел за подписью руководителя Александра Горних:
«По запросу о необходимости проведения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) по объекту «Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год».
Объекты государственной экологической экспертизы определены в статьях 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ).
Согласно статье 11 подпункта 7.2 Закона № 174-ФЗ объектом ГЭЭ являются проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Отдельно «Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год» не является объектом государственной экологической экспертизы, поскольку не имеет признаков, указанных выше.
По имеющейся в управлении информации, согласно заключенному между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрациями Котласского муниципального округа и городского округа «Город Коряжма» Соглашению, ведется проектирование единого комплекса по обращению с отходами, предполагающего рекультивацию действующих карт полигона г. Коряжмы, строительство новых карт и интеграцию строящегося объекта «Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год». По условиям Соглашения разработка проектно-сметной документации должна быть завершена не позднее 31.12.2024 и по мере готовности направлена на экспертизу проектной документации и государственную экологическую экспертизу. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать двух месяцев и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика».
Воздействие на окружающую среду и биоресурсы
По словам юриста Александра Козенкова, отходы будут размещаться на новой карте полигона, которая находится на расстоянии нескольких сотен метров от административной границы с городом Коряжмой и примерно в километре до жилых домов. А это перечит федеральному законодательству.
«С 1 января 2018 года закон прямо запрещает размещение отходов на территориях, прилегающих к городским поселениям, – комментирует Александр Козенков. – Вполне очевидно, что планируемая территория это требование нарушает. Так, например, радиус воздействия свалочных газов (биогаз, образующийся в результате анаэробного разложения органических отходов. – Прим. авт.) на атмосферный воздух составляет минимум пять километров.
Кроме того, в ходе судебного процесса выяснилось, что объект, равно как и сам действующий полигон, будет располагаться вблизи запасного источника водоснабжения (месторождения подземных вод) для городов Коряжмы, Сольвычегодска и поселка Вычегодского. Законом захоронение отходов на водосборных площадях запрещено».
Далее приводим выдержку из решения суда: «В ходе проведения инженерно-экологических изысканий получен ответ Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 25.02.2022, согласно которому в границах земельных участков и в радиусе 1 км зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения отсутствуют... Земельные участки, на которых планируется размещение объекта, не входят в расчетные границы зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения города Коряжмы – водозаборов №1 и №2 филиала АО «Группа «Илим» в г. Коряжме».
Кроме того, как следует из материалов дела, проектная документация «Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов» была рассмотрена Североморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Оценка воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания проведена Северным филиалом «Главрыбвод». Из решения суда: «...Сделан вывод о том, что воздействие намечаемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания является допустимым ...при выполнении предусмотренных природоохранных мероприятий.
...На участке строительства комплекса пересекаемых водных объектов нет. Выпуск очищенных сточных вод будет производиться в реку Копытовку.
...При этом для площадок накопления отходов предусмотрена полная гидроизоляция земной поверхности, что в любом случае выводит объект из состава водосборных площадей как подземных водных объектов, так и грунтовых вод...
...Земельный участок располагается за пределами водоохранных зон любых водных объектов и зон их санитарной охраны.
...Проектная документация объекта предусматривает очистку стоков до уровня предельно допустимых концентраций, что не позволяет отнести их к каким-либо видам отходов. Все сточные воды планируется очищать на сооружениях, входящих в комплекс объекта.
...В материалы дела также представлено экспертное заключение по проекту «Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70000 тонн в год», составленное заведующим кафедрой инженерной геологии, оснований и фундаментов к.т.н. ФГАОУ ВО «САФУ имени М.В. Ломоносова» Коршуновым А.А. и доцентом кафедры теоретической и прикладной химии, к.х.н. ФГАОУ ВО «САФУ имени М.В. Ломоносова» Почтоваловой А.С., в котором есть вывод о том, что ответчиком сделаны обоснованные выводы о соответствии результатов инженерных изысканий и проектной документации требованиям нормативных стандартов и Сводов правил, в результате которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно данному заключению запроектированные системы канализации и водоотведения обеспечивают отвод всех стоков на очистные сооружения комплекса, в которых после обеззараживания и очистки стоки поступают к точке сброса в р. Копытовку, неорганизованный сброс фильтрата не предусмотрен.
...Таким образом, основания для признания оспариваемого положительного заключения государственной экспертизы незаконным у суда отсутствуют».
Как говорится, выводы делайте сами. Мы же только фиксируем: в первой инстанции суд отказал истцам в удовлетворении своих требований. Останавливаться на этом, по нашим данным, заявители не намерены. Они готовят апелляцию.
Ольга БЕЛЯЕВА | Фото из архива редакции
Последние новости
По проекту календаря в ближайшие новогодние праздники нас ждут 11 дней отдыха – каникулы начнутся 29 декабря 2024 года и продлятся до 8 января 2025-го. Майские праздники поделят на две равные части – выходные будут с 1 по 4 и с 8 до 11 мая.
ПодробнееИзменение даты выплат коснется получателей ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной выплаты ветеранам труда в размере 1015 рублей и ежемесячной денежной выплаты на приобретение твердого топлива этой же категории граждан.
ПодробнееПринять участие в конкурсе могут врачи и представители среднего медицинского персонала. Одно из важных требований к кандидатам – стаж работы по специальности в сфере здравоохранения на территории Архангельской области должен составлять не менее 10 лет.
ПодробнееСамое читаемое
В отдел полиции по городу Коряжме с заявлением обратилась женщина 1974 города рождения. Она рассказала, что из ее квартиры, расположенной на улице Гоголя, были похищены золотые украшения, денежные средства и банковская карта. Общая сумма причиненного ущерба составила около 20 тысяч рублей.
ПодробнееВ приёмную Председателя СК России А.И. Бастрыкина «ВКонтакте» поступило обращение о несогласии жителей города Коряжма Архангельской области со строительством мусоросортировочного комплекса. Твердые бытовые отходы из семи районов будут складироваться в непосредственной близости от населенного пункта на необорудованной для этого территории.
ПодробнееКоряжемским межрайонным следственным отделом возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера с применением физического насилия с использованием беспомощного состояния потерпевшей».
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Праздничная дата хороший повод подвести итоги. За шесть месяцев 2024 года Коряжемским межрайонным следственным отделом окончено и направленно в суд для рассмотрения 29 уголовных дел. Из 51 эпизода зарегистрированных преступлений 24 – тяжкие и особо тяжкие.
ПодробнееКак сообщает пресс-служба регионального следкома, предъявлены обвинения двум бенефициарам, генеральному директору ООО «Экоинтегратор» и бывшему заместителю министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
ПодробнееВ приёмную Председателя СК России А.И. Бастрыкина «ВКонтакте» поступило обращение о несогласии жителей города Коряжма Архангельской области со строительством мусоросортировочного комплекса. Твердые бытовые отходы из семи районов будут складироваться в непосредственной близости от населенного пункта на необорудованной для этого территории.
ПодробнееБолее подробную информацию можно получить по телефону 8 (818-50) 4-54-81
Узнавай новости первым!