Студентов-бюджетников хотят обязать отрабатывать по распределению три года. Если выпускник откажется, он должен будет вернуть в бюджет деньги, потраченные на его обучение. С таким предложением выступил Госсовет Татарстана. Несмотря на бурное обсуждение, пока это всего лишь инициатива, переданная на рассмотрение в Совет законодателей. И судя по всему, противников у нее больше, чем сторонников. Доводы тех и других, а также мнение нынешних выпускников школ – в нашем материале.
Основные тезисы
Как только Госсовет Татарстана вышел со своим проектом изменений в закон «Об образовании», многие СМИ поспешили подать это как внесенный на рассмотрение Госдумы документ. Однако сразу оговоримся: сегодня это лишь инициатива, проект для обсуждения.
«Прием граждан в образовательные организации осуществляется при условии заключения соглашения о дальнейшем трудоустройстве выпускника указанных образовательных организаций по распределению согласно получаемой им квалификации», – говорится в тексте проекта. Кстати, согласно документу, выпускник может получить распределение не только в том регионе, где он проживает. Однако есть несколько категорий, которым право остаться гарантируется.
Это:
- выпускники с инвалидностью первой или второй группы;
- выпускники одного из родителей - инвалида первой или второй группы;
- выпускники, имеющие ребенка-инвалида;
- выпускница (либо жена выпускника) беременна;
- выпускник имеет ребенка младше трех лет.
Также отмечается, что «в случае отказа выпускника от трудоустройства по распределению или расторжения трудового договора ранее срока стоимость обучения подлежит возмещению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ».
Причины появления инициативы
Основных причин для появления проекта изменений в Федеральный закон «Об образовании РФ» три. Первая – кадровый голод. Особенно остро он чувствуется в регионах. Многие выпускники вузов не торопятся возвращаться в родные города, тем более переезжать в сельскую местность. Как итог – дефицит специалистов. Это ощущается и в Коряжме: например, в нашем городе катастрофически не хватает врачей и педагогов.
Вторая причина – большие затраты государства на обучение студентов-бюджетников. Госсовет Татарстана – автор инициативы – посчитал: раз федеральный бюджет тратит «значительные средства» на образование, выпускники должны их отработать. Как и где – будет решать уполномоченный Правительством РФ федеральный орган. В случае отказа выпускник должен вернуть в бюджет эквивалентную затратам сумму.
И наконец, третья причина кроется в самих выпускниках. После окончания учебного заведения многим сложно найти работу по специальности из-за отсутствия опыта и стажа. В итоге молодые и перспективные кадры либо уходят в другую профессию, чаще в сферу услуг, либо остаются не у дел.
«Настоящий законопроект позволит гарантированно обеспечить молодых специалистов работой согласно полученной квалификации на срок не менее трех лет по завершении обучения, что в свою очередь будет способствовать кадровому обеспечению предприятий оборонно-промышленного комплекса и приоритетных отраслей экономики нашей страны», – сообщает Госсовет Татарстана.
Практика не новая
Термин «послевузовское распределение» существует в сознании общества давно. Такая система успешно работала в советском государстве. Но тогда даже на тех специальностях, которые предполагали, например, интернатуру, студенты доучивались до получения диплома без собственных вложений. За это государство требовало одно: вернуть «долг» Родине своим трудом. Благодаря чему за счет молодых специалистов недостающими кадрами укомплектовывались трудовые коллективы самых удаленных уголков страны.
В советское время распределенные выпускники получали не только работу, но и привилегии. Их ставили на льготную очередь для получения жилья, давались внеочередные места в детских садах, предоставлялись субсидии и льготы. В нынешнем тексте проекта об этом ни слова.
Кстати, и в современной России вопрос возвращения советских практик, в том числе и системы распределения, поднимается не в первый раз. Так, еще в 2018 году с подобной инициативой выходили депутаты Госдумы. Тогда они предлагали ввести обязательную отработку на предприятиях с госучастием на срок от четырех до пяти лет, в зависимости от формы обучения.
Конституционные гарантии
У инициативы Госсовета Татарстана есть как сторонники, так и противники. Последние, например, в качестве своих доводов приводят аргумент о том, что в случае принятия изменений в закон будут нарушены конституционные права граждан – гарантия на «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования», а также право каждого «на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование». Обязательная же отработка по факту лишает молодежь такого права.
«Особенно последние два года в школе я выкладывалась даже не на 100, а на 200 процентов. Всё остальное ушло на второй план. Моя цель была – получить золотую медаль, чтобы добавить заветные десять баллов при поступлении в вуз и гарантированно пройти на бюджетное место. Если примут этот закон, мои старания будут напрасными, – рассуждает выпускница 11-го класса Елизавета. – Поступать на бюджет я уже не стану. Я знаю не только, кем хочу быть, но и где хочу работать, чему посвятить себя. А распределение обяжет меня трудиться там, куда отправят. У семьи нет возможности выучить меня платно, поэтому в случае принятия закона у меня, похоже, один путь – техникум».
Кроме того, такое решение будет «сопряжено с ограничением свободы передвижения», что также не вписывается в конституционные рамки. Об этом заявил и председатель Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
Альтернатива – целевое обучение
«Попытки директивно-командным образом решать сложные системные проблемы занятости бесперспективны», – подчеркнул депутат Госдумы Сергей Кабышев.
Тем более в современной России уже есть действенный способ решения кадрового вопроса – целевое обучение. Это эффективно работающая система заказа на кадры: студенты-целевики, согласно действующему законодательству, должны отработать на заказчика не менее трех лет.
«Нужно проводить целевой набор, который позволит ребятам из регионов, в том числе из глубинки, поступать в лучшие вузы страны и проходить обучение с гарантией последующего трудоустройства», – сказал сенатор Андрей Клишас.
«Я считаю, что целевое обучение – лучшая альтернатива распределению, – делится своим мнением выпускница 11-го класса Екатерина. – В нынешних реалиях абитуриенту из отдаленных регионов надо очень постараться, чтобы поступить на бюджет. Хотя иногда даже этих стараний не хватает, чего греха таить. Как правило, уровень ЕГЭ в глубинке намного сложнее, чем в центральных регионах страны, поэтому набрать максимальное количество баллов почти нереально. В этой связи целевое направление – весомая помощь. У студентов-целевиков вступительный балл ниже, а значит, шансы растут. Кроме того, многие организации, выдающие целевые направления, выплачивают еще и стипендию. Это огромное подспорье для студента. И в этом случае мне понятно, почему я должна отработать у них три года.
Еще на этапе поступления знаю, куда пойду работать: взяла направление в одном из областных учреждений здравоохранения. А значит, получать опыт я буду в Архангельске, в передовой клинике, а не в ФАПе, как было бы по распределению».
Заключение будет летом
Свое заключение по предложенной Госсоветом Татарстана инициативе даст Совет законодателей по образованию и науке (Комитет Госдумы по науке и высшему образованию). Оно должно быть готово до 9 июня.
Юлия ФИЛАТОВА | Фото с сайта egevpare.ru
Последние новости
По проекту календаря в ближайшие новогодние праздники нас ждут 11 дней отдыха – каникулы начнутся 29 декабря 2024 года и продлятся до 8 января 2025-го. Майские праздники поделят на две равные части – выходные будут с 1 по 4 и с 8 до 11 мая.
ПодробнееИзменение даты выплат коснется получателей ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной выплаты ветеранам труда в размере 1015 рублей и ежемесячной денежной выплаты на приобретение твердого топлива этой же категории граждан.
ПодробнееПринять участие в конкурсе могут врачи и представители среднего медицинского персонала. Одно из важных требований к кандидатам – стаж работы по специальности в сфере здравоохранения на территории Архангельской области должен составлять не менее 10 лет.
ПодробнееСамое читаемое
Советники директоров по воспитанию продолжают проводить отпуск с пользой, получая новые знания. Коряжемка Ирина Видякина успешно прошла конкурсный отбор и стала участницей Всероссийского историко-культурного форума «Школа. Истоки», который проходит в эти дни в городе Печоры Псковской области.
ПодробнееОтличной новостью на своей странице ВКонтакте поделился глава города Андрей Ткач. Выпускник коряжемской школы №2 Олег Осколков удостоен диплома и нагрудного знака «Золотая надежда Архангельской области».
ПодробнееВоспитатель МДОУ №2 «Парусок» Наталья Сергеевна Ноженко – лауреат отраслевой премии «Призвание – учить и воспитывать».
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Воспитатель МДОУ №2 «Парусок» Наталья Сергеевна Ноженко – лауреат отраслевой премии «Призвание – учить и воспитывать».
ПодробнееСоветники директоров по воспитанию продолжают проводить отпуск с пользой, получая новые знания. Коряжемка Ирина Видякина успешно прошла конкурсный отбор и стала участницей Всероссийского историко-культурного форума «Школа. Истоки», который проходит в эти дни в городе Печоры Псковской области.
ПодробнееОтличной новостью на своей странице ВКонтакте поделился глава города Андрей Ткач. Выпускник коряжемской школы №2 Олег Осколков удостоен диплома и нагрудного знака «Золотая надежда Архангельской области».
ПодробнееУзнавай новости первым!
Более подробную информацию можно получить по телефону 8 (818-50) 4-54-81