Сергей Костяев выбрал дело по душе еще в юности. В старших классах ильинской школы на каникулах попробовал силы в качестве дорожного рабочего – получилось. И – понравилось!
С тех пор был уверен: строить дороги – настоящее дело. Трудовую книжку оформил еще в 15, первая запись – «дорожный рабочий». Высшее образование получил по специальности «инженер промышленно-гражданского строительства», но всегда подбирал работу именно в дорожно-строительных организациях.
Пять лет назад, до прихода в Группу «Илим», успел поработать и «на лопате», и дорожным мастером. Набирался опыта в дорожно-передвижной механизированной колонне «Вилегодская», на предприятиях дорожного хозяйства Архангельской области и Республики Коми. Гордится, что в послужном списке – строительство федеральной трассы, соединившей Котлас и Сыктывкар.
…Передо мной очень конкретный, динамичный, улыбчивый человек. Сам себя считает достаточно жестким, педантичным, потому что понимает: для людей, у которых ежедневный труд связан с большими физическими нагрузками, длинными вахтами в лесу, все должно быть организовано лучшим образом.
«Мы же не по асфальту ездим! Это надо понимать!» – напоминал Сергей Александрович во время нашей беседы.
С октября 2023 года он – начальник участка строительства дорог дорожно-строительной службы Лесного филиала Группы «Илим». В подчинении – более сорока человек, это семь бригад. А зимой – еще и подрядчики. Люди самого разного возраста. В основном – старше руководителя, которому сейчас 33.
«Мне со взрослыми даже легче. Они более ответственные, терпеливые, – говорит Сергей Александрович про коллектив. - Молодежь приходит на вакансию, не понимая, с какими трудностями может столкнуться. Я, например, всегда знал, что строить дороги непросто. Это вообще не для слабых! Тут надо, чтобы и опыт был, и сил хватало».
За полчаса нашего разговора Сергей Костяев много и интересно рассказывал про то, как технологические дороги в северных лесах строить. «Илим», к слову, много строит: почти по 70 км дорог (для круглогодисной эксплуатации) – каждый год. Видов дорог тоже много, хотя технология строительства примерно одинаковая. Например, есть гравийные дороги, отсыпанные пескогравийной смесью, а есть дороги преимущественно с песком.
Летние дороги с долгим сроком полезного использования, по мнению профессионала, – самые классные. Они после возведения земельного полотна еще дополнительно отсыпаются. Согласно технологии, после возведения требуют «отдыха», чтобы устояться. Через год, когда летник улучшат (подсыплют полотно, подправят канавы, установят дорожные знаки), можно включать лесовозам «зеленый». Вот тогда будет минимум выбоин, да и с колейностью проблемы вряд ли возникнут.
В строительстве зимников, которые, грубо говоря, намораживает Дед Мороз, – другие подходы. Тут все зависит от сезона и направления вывозки древесины. Большое значение имеют характер почв и особенности местности (идем по равнине или лезем в угоры, обходим болота, водоемы). Важен и сам проект – ширина дорожного полотна, наличие поворотов, площадок для разворота техники, водопропусков, для сооружения которых нужна хорошая древесина.
Словом, построить дорогу – сложнее, чем возвести дом. Для Костяева, например, строить здание – скучно. Это он на свой дачный опыт ссылается. А дорога – она же требует от людей постоянного движения!
«Все время куда-то еду. Подъем в пять тридцать утра – и сразу в путь. Из Коряжмы в Котлас, на рабочее место. Потом – по участкам. Стараюсь за неделю побывать во всех бригадах. Средний пробег на служебной машине порой до 400 километров в день. Привык», – рассказывает Сергей Александрович.
Из личного опыта он сделал такой вывод: дороги в России строят неплохо, а вот содержать порой не умеют. Так что упреки за ямы и выбоины – это больше к эксплуатационникам, чем к строителям.
При строительстве дороги, как и любого дома, все зависит от основания. От подготовительных работ, материалов. Какую основу заложишь, так потом и поедешь. Поэтому много внимания на его участке уделяют качеству работ, начиная с планирования. Прорубили в лесу трассу под будущую дорогу – надо ее обязательно оценить, обсудить со специалистами все риски, только потом принимать решение, что, когда и как строим.
Бригады на участке Костяева используют много серьезной техники – бульдозеры, экскаваторы, катки, самосвалы, вахтовые машины. В этом году на участок поступила новая китайская техника. Мужики довольны самосвалами «Ситрак» (Sitrak). Говорят, мощные, проходимые. Экскаватор «Люгонг» (LiuGong) – еще одна новинка, которую вот-вот опробуют в деле.
«У нас простоев нет. Работаем круглый год. Есть объекты, отложенные на период осенней распутицы, а есть такие, которые стараемся сделать в сухую погоду», – поясняет Сергей Александрович.
Пожалуй, только тридцатиградусные морозы могут внести корректировки в график, но и в этом случае люди не уезжают с вахты – земляные работы останавливают, но технику не бросают, прогревают, чтобы не промерзла.
Нюансов в работе дорожников много. Специалисты «Илима» стараются это учитывать, предпочитают строить основательно, безопасно, красиво. Присмотрелись: самые лучшие материалы, хорошие грунты нашли в 160 км от Котласа, в сторону Верхнетоемского района. Там и лесфонд подходящий. А вот под Литвиново, в Ленском районе, – и грунты потяжелее, и с материалами сложно, но и там тоже строят. Ведь как говорят бывалые: «Не машина везет, а дорога!»
«Мы трудимся вахтами, даже инженерно-технические работники. Через два понедельника – пересменка. Частые переезды. Тяжелая, грязная работа с землей. В лесу. Наши люди понимают и принимают эти трудности. И я это ценю», – отмечает Сергей Костяев.
Он и сам такой – не любит кабинетную работу, но выручает своих мастеров с оформлением документов. Не боится грязной работы. Постоянно на объектах, чтобы быть в курсе, лично увидеть-услышать. На всех уровнях управления готов отстаивать свою позицию, потому что уверен: интересы дела – прежде всего.
«Считаю так: нет быта – нет работы, – хлопает по столу Костяев. – Вот хоть увольняйте, но быт на вахте должен быть обеспечен. Поэтому в начале смены наши бригады обустраивают для себя нормальные условия для отдыха, а уже потом – на вахту».
Еще Сергей Александрович всегда отмечает свой профессиональный праздник – такова традиция. Пользуясь случаем, со страниц городской газеты он поздравляет коллег с Днем работников дорожного хозяйства и желает только одного: «Больше терпения!»
Татьяна ИВАНОВА | Фото автора и из архива редакции
Последние новости
Прощание с Артёмом Викторовичем состоится 15 января 2025 года в 14:00 часов в МКЦ «Родина».
ПодробнееПредседатель контрольно-счетной палаты Архангельской области Александр Дементьев удостоен Почетной грамоты Счетной палаты РФ за вклад в укрепление сотрудничества и повышение эффективности внешнего государственного аудита (контроля). Приказ подписан председателем Счетной палаты РФ Борисом Ковальчуком.
ПодробнееСпециалисты сервиса «Объясняем.рф» предупредили россиян о необходимости немедленно обновить пароли от своих аккаунтов, особенно на платформах «Госуслуги» и в интернет-банках.
ПодробнееСамое читаемое
Оказывается, самые распространенные запросы поисковиков со словом «Рождество» накануне 7 января звучат так: «Что надо обязательно сделать на Рождество, а что делать нельзя?», «Когда начинается служба в церкви на Рождество?», «Можно ли приходить в храм на Рождество, если не постился?». «Российская газета» разобралась во всех этих вопросах.
ПодробнееРождество Христово – один из двенадцати важнейших христианских праздников. Перед Рождеством православные верующие соблюдают пост, который длится с 28 ноября по 6 января. Последний и самый строгий день поста – Сочельник.
ПодробнееРассказываем про сюрпризы и испытания, уготовленные Вселенной на 2025 год.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Председатель контрольно-счетной палаты Архангельской области Александр Дементьев удостоен Почетной грамоты Счетной палаты РФ за вклад в укрепление сотрудничества и повышение эффективности внешнего государственного аудита (контроля). Приказ подписан председателем Счетной палаты РФ Борисом Ковальчуком.
ПодробнееСпециалисты сервиса «Объясняем.рф» предупредили россиян о необходимости немедленно обновить пароли от своих аккаунтов, особенно на платформах «Госуслуги» и в интернет-банках.
ПодробнееПо информации Коряжемской службы спасения, 13 января были проведены замеры толщины льда и промеры глубин в традиционном месте размещения крещенской купели.
ПодробнееБолее подробную информацию можно получить по телефонам: 8 (81850) 4-54-40, 8 (81850) 4-56-46.
Резюме можно предоставить по адресу: г. Коряжма, ул. имени Дыбцына, 42, региональный кадровый центр АО «Группа «Илим» в г. Коряжме (каб. 3, 5).
Заявления принимаются до 31.01.2025 года в кабинете №6 Регионального кадрового центра (1 этаж).